РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В статье предложены компоненты структурно-функциональной модели развития познавательного интереса у студентов педагогических колледжей в процессе обучения математике средствами учебно-исследовательских задач. К ним относятся целевой, содержательный, деятельностно-процессуальный, контрольно-оценочный и рефлексивный компоненты. Целью публикации является разработка структурно-функциональной модели развития познавательного интереса. Полученные результаты могут быть применены в работе учителей математики старшей школы, преподавателей колледжей общеобразовательных дисциплин, преподавателей педагогических ВУЗов. Автор статьи пришел к следующим выводам: профессиональные образовательный стандарты, работодатели требуют от выпускника педагогического колледжа высокого уровня познавательного интереса; компетенции выпускника педагогического колледжа соответствуют высокому (творческому) уровню познавательного интереса. При обучении математике уровень познавательного интереса целесообразно повышать средствами учебно-исследовательских задач и средствами информационных технологий. Учебно-исследовательские задачи являются составной частью учебно-исследовательского подхода к обучению. Учебно-исследовательский подход к обучению – это такой подход, при котором обучающийся приобретает новые знания самостоятельно, но вопрос или проблема исследования были поставлены учителем в учебно-исследовательской задаче. Учебно-исследовательские задачи - это исследовательские задачи, целью решения которых является получение нового знания, ранее неизвестного обучающемуся, но известного науке. Для решения учебно-исследовательских задач целесообразно использовать лабораторные исследовательские работы, форму смешанного обучения, групповую и индивидуальную форму; информационно-развивающие, проблемно-поисковые и интерактивные методы. Познавательный интерес необходимо рассматривать с точки зрения трех уровней: ситуативного (низкого), системного (среднего) и творческого (высокого); каждый уровень должен отвечать трем критериям: мотивационному, операционного и It-критерию. Применение данной методики при решении учебно-исследовательских задач по математике будет способствовать развитию познавательного интереса у студентов педагогических колледжей.
Для количественного описания любого физического явления необходимо привлекать физические и математические модели. Главным содержанием настоящей статьи является обсуждение некоторых из этих моделей, используемых при преподавании курса общей физики в технических высших учебных заведениях Российской Федерации. Мы также пытаемся установить иерархическую структуру этих моделей. Оказалось, что можно выделить несколько типов моделей: 1) модели первого уровня (базовые модели, которые не требуют для своей формулировки никаких других моделей); 2) двухуровневые модели, которые включают в себя несколько моделей первого уровня; 3) модели третьего уровня, которые обобщают несколько двухуровневых моделей. В качестве моделей первого уровня выделены материальная точка, нерастяжимая невесомая нить, абсолютно твёрдое тело, идеальная сфера, ньютоновская жидкость. В качестве примеров физических явлений, для количественного описания которых необходимы двухуровневые модели, выступают колебания математического, физического и пружинного маятников, колебания стрелки компаса, броуновское движение микрочастиц в жидкости. В качестве примеров моделей третьего уровня рассмотрены гармонический осциллятор и диффузионная модель, опирающаяся на уравнения Ланжевена. Приведены примеры использования моделей третьего уровня для описания физических явлений совершенно различной природы и различной пространственной протяжённости. Знание моделей третьего уровня с ориентацией на будущую специальность/специализацию поможет будущим бакалаврам техники и технологии успешно использовать знания, полученные при изучении курса общей физики. Полученные компетенции пригодятся при изучении специальных дисциплин, а также в их будущей практической деятельности.
В статье рассматриваются перспективы использования технологии дополненной реальности в учебном процессе. Перед нами стояла задача повысить мотивацию и интерес к обучению студентов по непрофильной для направления подготовки «Юриспруденция» дисциплине «Информатика». Для достижения указанной цели разработан комплект методических материалов, состоящий из печатных методических рекомендаций и приложения для мобильных устройств на базе операционной системы Android, работа которого описана в данной статье. Идея нашего исследования заключается в создании системы, которая усовершенствует учебный процесс, дополняя печатные методические материалы интеллектуальными функциями и визуальными эффектами. Для разработки приложения для мобильного устройства использовались: среда разработки для мобильных устройств Unity и инструментарий разработчика дополненной реальности Vuforia, языки программирования C# и JavaScript. Описаны преимущества данных сред разработки технологии дополненной реальности для профессорско-преподавательского состава. Для работы системы требуется минимум оборудования: смартфон, поддерживающий операционную систему Android и VR-гарнитура (необязательно). Проведен эксперимент с использованием разработанного комплекта методических материалов, результаты эксперимента описаны в данной статье. Были выявлены недостатки использования технологии дополненной реальности в образовательном процессе, предложены пути их устранения. Также в статье рассмотрена история становления технологии дополненной реальности и ее трансформация из лабораторной технологии в технологию, которая активно внедряется в различные сферы человеческой жизни, в том числе в образование. Сделан вывод, что для повышения мотивации и интереса к обучению, а также повышения качества усваиваемого материала целесообразно использование технологии дополненной реальности в качестве средства обучения.
В данной статье анализируются отдельные принципы обучения иностранному языку, которые определяют специфику обучения данному предмету в дошкольном возрасте, и соблюдение которых позволяет учителю правильно организовать этот процесс. Целью статьи, прежде всего, является попытка соотнесения общедидактических и собственно методических принципов с основными принципами дошкольного образования, сформулированными в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, такими как принцип построения образовательной среды на основе индивидуальных особенностей ребенка, принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности и принцип возрастной адекватности дошкольного образования. С другой стороны, в статье обосновывается то, что как общедидактические, так и собственно методические принципы обучения не являются универсальными и определяются прежде всего возрастными особенностями ребенка. Особое внимание при этом уделяется анализу таких принципов, как принцип наглядности и принцип коммуникативной направленности обучения. Принцип наглядности трактуется как принцип целостного сенсорного развития ребенка, когда учитель в процессе обучения задействует и воздействует на все каналы восприятия. Принцип коммуникативной направленности обучения определяет необходимость создания на занятии языковой среды, которая будет приближена к естественной языковой среде и будет мотивировать ребенка к общению на изучаемом языке. Данная языковая среда обеспечивает также возможность беспереводного обучения иностранному языку. Результаты практической работы по обучению немецкому языку дошкольников доказывают, что знание данных принципов и умелое пользование ими во многом обеспечивает эффективность образовательного процесса.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Актуальность применения инноваций промышленными организациями региона обоснована стремительно меняющимися предпочтениями потребителей на микроуровне и необходимостью обеспечения экономической безопасности страны на макроуровне. Инновационное развитие предприятия является основой обеспечения устойчивого и успешного функционирования организации на рынке. Руководитель предприятия регулярно должен проводить аналитическую оценку рынка, спроса и предложения на нем, исследовать современные технологии производства товаров и оказания услуг, внедрять инновационные продукты и механизмы производства товаров и оказания услуг. В работе представлен содержательный анализ классификации инноваций, проанализирована активность промышленных организаций Омской области по их освоению и определены перспективы ее повышения. Выполнен анализ динамики освоения процессных и продуктовых инноваций предприятиями региона. Авторы акцентируют внимание на том, что технологические инновации являются основой инновационного развития хозяйствующих субъектов, также регионов и страны. Результаты технологических инноваций закладывают фундамент под будущие изменения технологий производства продукции, следовательно, технологические инновации, их содержание и формы напрямую влияют на качество, вид и потребительские свойство изготавливаемой продукции.Методологическую основу работы составили труды отечественных ученых в области исследования обеспечения инновационного развития промышленных предприятий на макро-, мезо- и микроуровне. В ходе проведения исследования были использованы как общенаучные методы и приемы (анализ и синтез, табличное представление материалов, методы системного подхода к исследованию проблемы), так и специализированные (анализ статистических данных региона, мониторинг инновационной деятельности предприятий Омской области с привлечением источников вторичной информации).
В исследовании анализируются особенности развития городской экономики и миграционные настроения молодежи среднего класса. В основу статьи легли данные социологического исследования, проведённого на кафедре социологии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского в 2021 году. Выборка исследования: квотная по полу и возрасту, 384 человека. Сбор данных осуществлялся в местах массового скопления людей. Анализ данных проводился при помощи программного обеспечения SPSS с применением частотного анализа и таблиц сопряженности. Оценка значимости и существенности различий осуществлялось с использованием критериев хи-квадрат и V-Крамера. В статье проанализированы тенденции развития современных городов, связь между средним классом и креативной городской средой. Города, отстающие в развитии креативных индустрий, теряют население, особенно молодого возраста, в основном с высшим образованием. Развивавшийся в советское время как промышленный город и, воспроизводящий промышленную модель развития в настоящее время г. Омск, имеет наиболее низкие среди российских городовмиллионников показатели развития креативной среды и доли малого и среднего бизнеса, что приводит к росту миграционных настроений жителей города. В статье отмечена значимость влияния факторов, связанных с креативными условиями в г. Омске, на формирование миграционных настроений молодежи среднего класса г. Омска. Наибольший процент молодежи среднего класса сосредоточен в группах с высоким уровнем дохода, работающих в частных организациях третичного и четвертичного секторов экономики, поэтому основными направлениями миграции молодежи среднего класса внутри России являются города с высокими показателями развития креативной городской среды.
Статья посвящена необходимости анализа доходов муниципального образования с точки зрения выявления проблем и разработки предложений по их увеличению.
Целью работы является анализ доходной части бюджета города Омска и поиск путей по их росту.
В статье подробно проведен анализ поступления налоговых доходов, проанализированы суммы земельного налога, не поступившие в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, а также структура и динамика недоимки по налоговым доходам бюджета города Омска за трехлетний период. Были сделаны выводы о причинах снижения динамики поступления земельного налога. Результаты анализа неналоговых доходов имеют положительную динамику, однако ряд статей показал некую неопределенность, в частности, по доходам от аренды земли и имущества наблюдается стабильное падение этих доходов, а доходы от части прибыли муниципальных унитарных предприятий имеют стабильный тренд. В связи с нестабильностью поступления налоговых и неналоговых источников, отмечается рост безвозмездных поступлений в среднем на 30% ежегодно.
Для исследования применялись такие общенаучные методы исследования, как формализация, теоретическое обобщение, анализа и синтеза, научной абстракции, метод экспертных оценок. В рамках обозначенных проблем, были сделаны предложения по увеличению доходной части городского бюджета по следующим направлениям: проведению мероприятий по повышению эффективности использования муниципального имущества, повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий города, организации проведения информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, совершенствованию муниципального земельного контроля и необходимости проведения оптимизации нормативной базы по налогам и сборам и оценке эффективности налоговых и неналоговых преференций. В ходе проведенных расчетов был спрогнозирован и обоснован рост доходных источников муниципального образования, что приведет к снижению бюджетной зависимости муниципального образования.
Статья посвящена исследованию влияния сферы материального производства на обеспечение экономической безопасности. Статья включает изучение экономических теорий и концепций, признающих высокий вклад промышленности в обеспечение устойчивого, экономически безопасного развития, а также анализ относящихся к промышленности показателей экономической безопасности, предлагаемых ученымиэкономистами и Стратегией экономической безопасности РФ.
Для проведения исследования использованы научные методы анализа материалов, расчетный метод и метод сравнений. Исследования базируется на аналитических материалах и статистических данных Федеральной службы государственной статистики и АО «Российский экспортный центр».
Основные результаты исследования сводятся к тому, что материальное производство является важнейшим компонентом обеспечения экономической безопасности государства и его территорий, что подтвердил анализ теорий и концепций экономического развития. Результаты функционирования промышленного сектора напрямую определяют устойчивость национальной экономики, стабильность социально-экономического развития страны, а также уровень и качество жизни населения – основных составляющих экономической безопасности.
В статье в рамках уточнения оценочного инструментария для анализа экономической безопасности проведено сопоставление характеризующих деятельность промышленности показателей экономической безопасности, предлагаемых С.Глазьевым и Стратегией экономической безопасности РФ, на примере показателей РФ и Омской области. Выявлено, что при оценке национальной и региональной экономической безопасности большое значение придается показателям, иллюстрирующим функционирование обрабатывающих отраслей промышленности, и, особенно, машиностроения, что выражается в анализе доли машиностроения в обрабатывающем производстве, доле инвестиций в машины и оборудование, доле машин и оборудования в несырьевом экспорте, а также необходимости увеличения этих показателей для повышения экономической безопасности РФ и ее регионов.
В статье проведена оценка функционирования корпораций химической промышленности Российской Федерации, специализирующихся на производстве и реализации кальцинированной соды. Целью работы явилось обоснование направлений развития корпораций химической промышленности на рынке кальцинированной соды Российской Федерации. В ходе проведенного исследования использовались такие научные методы, как монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический. С их помощью было определено место химической промышленности в национальной экономике Российской Федерации, в том числе в части производства кальцинированной соды, дана характеристика их роли и значения для различных групп потребителей. На основании мониторинга официальной статистической и финансовой информации выделены крупнейшие стейкхолдеры – производители кальцинированной соды в России, проведен анализ месторождений карбонатного сырья – природных источников их основной деятельности. Отражены результаты оценки количественно-качественных показателей деятельности химических корпораций на отечественном рынке кальцинированной соды: объемов и структуры производства и потребления, экспортно-импортных операций, изменений состава и удельного веса производителей и потребителей по различным признакам группировки. Составлен Прогноз производства кальцинированной соды в Российской Федерации на период до 2025 года, определены перспективы развития корпораций отечественной химической промышленности на среднесрочную перспективу. На основании прогнозных значений, полученных в ходе оценки деятельности наиболее крупных участников рынка кальцинированной соды в России, сделаны выводы об их достаточно устойчивом финансовом положении и инвестиционной привлекательности. Предложены направления повышения эффективности использования промышленного потенциала химических корпораций Российской Федерации в части внедрения малоотходных технологий и модернизации действующих производственных мощностей.
В данной статье рассматриваются ключевые аспекты применения стратегических инструментов как основной составляющей региональной экономической политики. основные теоретические и методологические подходы к стратегическому планированию. Авторами был разработан методологический инструментарий оценки экономической стратегии региона.
Авторы статьи анализируют роль и место стратегического планирования в экономике региона. Стратегическое планирование региона представляет собой систематический процесс, который учитывает общие групповые интересы населения данного региона, имеющиеся ресурсы, формирование целей и задач и в соответствующих им проектов и программ. На основе этой информации могут быть определены этапы достижения определённого уровня социально-экономического развития региона. Стратегическое планирование рассматривается как необходимый шаг к сбалансированному развитию отдельных регионов и уменьшению большого отрыва между высокоразвитыми регионами и регионами с низким уровнем социально-экономического развития. Стратегическое планирование отдельных субъектов Российской Федерации не только способствует общему развитию страны путём интеграции, взаимодействия между ними, стремления обеспечить равно высокий уровень их развития, но и обеспечивает развитие собственного потенциала каждого конкретного региона и увеличение его конкурентоспособных преимуществ, а также и повышение качества жизни населения именно на его территории.
Авторами статьи предложен методологический инструментарий для оценки экономической стратегии региона. Материал данной статьи предназначен для преподавателей и студентов высших учебных заведений, но может оказаться полезным для экономистов, менеджеров и финансистов, занимающихся стратегическим планированием, а также для представителей региональных и местных органов власти.
В статье предложены результаты исследования, преследующего цель выявление эмпирическим путем факторов успешности проектной деятельности на предприятиях. Дано описание проблемы, актуализирующей поставленную цель и заключающейся, с одной стороны, в отсутствии в научной литературе описаний факторов успешности проектов, с другой стороны, в наличии такого запроса со стороны практики. Базой исследования стал анализ научных публикаций по вопросам, связанным с изучаемой тематикой. Анализ публикаций показал, что факторы успешности рассматриваются фрагментарно, отсутствуют исследования, описывающие комплекс различных факторов успешности проектной деятельности. Исследование проведено методом анкетирования экспертов. Всего приняли участие в исследовании 155 экспертов 36 предприятий разных регионов России. В статье представлены выводы, построенные на основании экспертных заключений, об успешности проектов предприятий, о факторах успеха проектной деятельности, о желании предприятий развивать эти факторы. Научной новизной материалов исследования является комплексный подход к выделению факторов успешности проектной деятельности. В отличии от публикаций, в которых внимание уделено отдельно взятым факторам или описаны самые общие факторы, в данном исследовании представлен достаточно подробный перечень, составляющий целую совокупность различных факторов успеха проектов. С практической точки зрения результаты исследования позволят осознанно выстраивать на предприятиях проектную деятельность, уделяя особое внимание значимым факторам и достигая тем самым показатели успешности. Материалы статьи будут полезны предприятия, которые стремятся развивать у себя профессиональный подход к управлению проектами и формируют основу для успешности проектной деятельности.
В статье рассматривается метод Time Driven Activity Based Costing как один из подходов к оценке эффективности проектной деятельности IT-организации. Целью работы является описание и анализ метода TD ABC, а также практическое применение в секторе IT-услуг. К используемым методам проведения исследования относятся анализ, сравнение, абстрагирование, дедукция, индукция, а также формализация. В ходе исследования авторами были проанализированы основные подходы к проведению анализа проектной деятельности при помощи классического метода ABC, а также его модификации TD ABC, выделены основные преимущества и недостатки обоих методов. Результатом проведенного исследования является апробация и выделение особенностей метода TD ABC при оценке проектной деятельности в IT-компаниях. В ходе исследования авторами было установлено, что несмотря на известный вектор развития подходов ABC и TD ABC, данные методы могут применяться не только в качестве анализа затрат, но и в смежных с ними областях, что позволяет применять данные методы в условиях развития и функционирования многих организаций. Авторы статьи пришли к следующему выводу: применение метода TD ABС, в целом, в большей степени целесообразно, чем классического метода ABC, за счет его простоты и большей гибкости в отношении драйвера затрат, однако одновременно с этим использование данного метода все еще ограничено за счет характера и специфики проектной деятельности в IT-сфере. Таким образом, данные методы, в общем и целом, могут применяться для оценки проектной деятельности в IT компаниях, однако не являются полноценным источником информации для принятия ряда управленческих решений.
В статье рассматривается историческое формирование понятия «эффективность управления организацией». Автор подчеркивает эволюционный характер динамики оценочных показателей эффективности от отдельных финансовых критериев до сбалансированной системы показателей. Описана Система измерения эффективности для сервисных компаний. Выделяются и описываются особенности показателей эффективности, характерные для сферы услуг. Автором рассмотрены разные подходы как англоязычных авторов, так и российских учёных. Также раскрываются понятия эффективности в соответствии с Международными стандартами по Системе менеджмента качества ISO 9000:2015 и ISO 9004:2019. В статье приводится обобщённая классификация понятия «эффективности организации». Автором подробно рассмотрены этапы цикла управления эффективностью организации. Автор описал основные факторы, влияющие на эффективность организации. Статья доказывает, что современные оценки эффективности организации сферы услуг не являются простым набором показателей, а сочетают системный, целенаправленный, интегрированный и клиентоориенторованный подходы.
В рамках статьи представлены актуальные проблемы, с которыми столкнулись большинство стран в различных отраслях, связанных с влиянием пандемии. Определен перечень стран, которые добились отличных результатов в ходе государственной поддержки инновационной деятельности. Доказано, что инновационные идеи эффективны в борьбе с пандемией и обеспечивают решающее значение постпандемиологического экономического роста. В результате проведенного исследования выявлено то, что влияние кризиса COVID-19 на различные отрасли крайне неравномерно. В таких отраслях, как IT и биотехнологии, кризис позволил им увеличить инвестиции в инновации и укрепить возможности НИОКР. И наоборот, такие отрасли, которые сильно пострадали от воздействия мер противоэпидемиологического контроля, а также бизнес-модели, основанные на контакте между людьми, например, компании в транспортной и туристической отраслях, сократили связанные с этим расходы. В процессе выявления инновационных возможностей и результатов мировой экономики установлено, что небольшое количество стран с высокими доходами по-прежнему лидируют. Однако страны со средним уровнем дохода, такие как Китай, Турция, Вьетнам, Индия и Филиппины, догоняют и меняют инновационную среду. Определено, что в 2021 году в ведущих экономиках произошли очень существенные изменения. Помимо значительного скачка Южной Кореи с 10-го места в 2020 году на 5-е в 2021 году, Франция и Китай также улучшили свои позиции с 12-го и 14-го места в 2020 году до 11-го и 12-го в 2021 году. Примеры этих трех стран демонстрируют высокую эффективность государственной политики и мер по поощрению инноваций и привлечению инвестиций. В целом пандемия не нарушила тенденцию с 2019 по 2020 год, потому что инновационные компании продолжают получать относительно стабильное финансирование от государства и частных компаний в различных отраслях. Установлено, что многим странам удалось преодолеть ряд проблем, возникшим в результате введения ограничительных мер, связанных с COVID-19. При этом уровень развития инновационной деятельности в определенных отраслях показал значительный рост. Поэтому дальнейшее развитие способов инвестирования инновационной деятельности станет ключевым трендом на ближайшие годы.