Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СЕДСТВАМИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация

В статье предложены компоненты структурно-функциональной модели развития познавательного интереса у студентов педагогических колледжей в процессе обучения математике средствами учебно-исследовательских задач. К ним относятся целевой, содержательный, деятельностно-процессуальный, контрольно-оценочный и рефлексивный компоненты. Целью публикации является разработка структурно-функциональной модели развития познавательного интереса. Полученные результаты могут быть применены в работе учителей математики старшей школы, преподавателей колледжей общеобразовательных дисциплин, преподавателей педагогических ВУЗов. Автор статьи пришел к следующим выводам: профессиональные образовательный стандарты, работодатели требуют от выпускника педагогического колледжа высокого уровня познавательного интереса; компетенции выпускника педагогического колледжа соответствуют высокому (творческому) уровню познавательного интереса. При обучении математике уровень познавательного интереса целесообразно повышать средствами учебно-исследовательских задач и средствами информационных технологий. Учебно-исследовательские задачи являются составной частью учебно-исследовательского подхода к обучению. Учебно-исследовательский подход к обучению – это такой подход, при котором обучающийся приобретает новые знания самостоятельно, но вопрос или проблема исследования были поставлены учителем в учебно-исследовательской задаче. Учебно-исследовательские задачи - это исследовательские задачи, целью решения которых является получение нового знания, ранее неизвестного обучающемуся, но известного науке. Для решения учебно-исследовательских задач целесообразно использовать лабораторные исследовательские работы, форму смешанного обучения, групповую и индивидуальную форму; информационно-развивающие, проблемно-поисковые и интерактивные методы. Познавательный интерес необходимо рассматривать с точки зрения трех уровней: ситуативного (низкого), системного (среднего) и творческого (высокого); каждый уровень должен отвечать трем критериям: мотивационному, операционного и It-критерию. Применение данной методики при решении учебно-исследовательских задач по математике будет способствовать развитию познавательного интереса у студентов педагогических колледжей.

Об авторе

М. П. Алешина
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Алешина Мария Павловна, аспирантка кафедры математики и методики обучения математики

644090, Российская Федерация, г. Омск, наб. Тухачевского, 14



Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 506 с.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.

3. Далингер В. А. Учебно-исследовательская работа обучающихся по математике: учебное пособие / В. А. Далингер, О. О. Князева. – Омск: Изд-во «Амфора», 2017. – 225 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

5. Маркелова О. В. Методика развития познавательной активности студентов техникума в процессе обучения информатике: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Маркелова Ольга Владимировна. – Красноярск, 2019. – 191 с.

6. Панина Т. С. Современные способы активации обучения: учеб. пособие для студ. высш. заведений; 3-е издание, стер. / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с.

7. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. – 148 с.

8. Савенков А. И. Мониторинг исследовательской и проектной деятельности обучающихся / А. И. Савенков // Исследователь. – 2006. – № 3-4. – С. 86-95.

9. Сгибнев А. И. Исследовательские задачи для начинающих / А. И. Сгибнев. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЦНМО, 2015. – 136 с.

10. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2012. – 576 с.

11. Смолкин А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. – М.: Высш. шк, 2011. – 175 с.

12. Степанова Ю. Н. Формирование в процессе обучения математике готовности студентов технических колледжей к непрерывному образованию: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Степанова Юлия Николаевна. – Екатеринбург, 2015. – 24 с.

13. Темербекова А. А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032100 «Математика» / А. А. Темербекова. – М.: Владос, 2003. – 174 с.

14. Федеральные государственные образовательные стандарты. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 16.08.2021).

15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224 с.


Рецензия

Для цитирования:


Алешина М.П. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СЕДСТВАМИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(4):5-9.

Просмотров: 175


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)