Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

«КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД» И МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДНЕГО КЛАССА В Г. ОМСКЕ

Аннотация

В исследовании анализируются особенности развития городской экономики и миграционные настроения молодежи среднего класса. В основу статьи легли данные социологического исследования, проведённого на кафедре социологии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского в 2021 году. Выборка исследования: квотная по полу и возрасту, 384 человека. Сбор данных осуществлялся в местах массового скопления людей. Анализ данных проводился при помощи программного обеспечения SPSS с применением частотного анализа и таблиц сопряженности. Оценка значимости и существенности различий осуществлялось с использованием критериев хи-квадрат и V-Крамера. В статье проанализированы тенденции развития современных городов, связь между средним классом и креативной городской средой. Города, отстающие в развитии креативных индустрий, теряют население, особенно молодого возраста, в основном с высшим образованием. Развивавшийся в советское время как промышленный город и, воспроизводящий промышленную модель развития в настоящее время г. Омск, имеет наиболее низкие среди российских городовмиллионников показатели развития креативной среды и доли малого и среднего бизнеса, что приводит к росту миграционных настроений жителей города. В статье отмечена значимость влияния факторов, связанных с креативными условиями в г. Омске, на формирование миграционных настроений молодежи среднего класса г. Омска. Наибольший процент молодежи среднего класса сосредоточен в группах с высоким уровнем дохода, работающих в частных организациях третичного и четвертичного секторов экономики, поэтому основными направлениями миграции молодежи среднего класса внутри России являются города с высокими показателями развития креативной городской среды.

Об авторе

Ю. И. Деревянченко
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Россия

Деревянченко Юрий Иванович – кандидат философских наук, доцент кафедры социологии

644077, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 55-А



Список литературы

1. Индекс качества городской среды в разрезе городов и субъектов Российской Федерации за 2020 год. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/120040/?sphrase_id=1440895

2. Индекс креативного капитала. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/creative-capital-index.html

3. Омская область в цифрах: Крат. стат. сб./Омскстат. – Омск, 2020. – 36 с. URL: https://omsk.gks.ru/storage/mediabank/omsk-obl-2019.pdf

4. Россия в цифрах – 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_11/Main.htm

5. Руди, А. Ш. Средний класс как субъект городской культуры // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2021. – № 3 (32). – С. 44–49.

6. Средний класс в современной России: 10 лет спустя: Аналитический доклад / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, В. А. Аникин [и др.]. – М.: Ин‑т социологии РАН, 2014. – 222 с.

7. Численность и миграция населения Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283

8. Экономика городов-миллионников: право на развитие. Центр городской экономики. ООО «КБ Стрелка», 2019. – 77 с. URL: https://media.strelka-kb.com/gdpcities

9. Baumol, W. J. Education for Innovation: Entrepreneurial Breakthroughs vs. Corporate Incremental Improvements // NBER/Innovation Policy and the Economy. – 2004. – Vol. 5(1). – P. 33-56.

10. Baumol, W. J. Entrepreneurial Enterprises, Large Established Firms and Other Components of the FreeMarket Growth Machine // Small Business Economics. – 2004. – Vol. 23. – P. 9–21.

11. Derevianchenko, Iurii I., Rudi, Amina S. Social professional portrait of the middle class: regional aspect (Case Study: the City of Omsk-Russia) // Espacios. 2021. Vol. 42 (20) Art. 3. p. 24-32.

12. Florida, R. The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life. – Basic Books, 2002. –404 pp.

13. Florida, R. Cities and the Creative Class. – Routledge, 2005. –404 pp.

14. Florida, R. The new urban crisis: how our cities are increasing inequality, deepening segregation, and failing the middle class—and what we can do about it. – Basic Books, 2017. – 352 pp.

15. Landry, Ch. The Creative City A Toolkit for Urban Innovators. – London, Sterling, 2006. –352pp.

16. Mykhnenko, V., Turok, I. East European Cities — Patterns of Growth and Decline, 1960–2005 // International Planning Studies. – 2008. – Vol. 13:4. – P. 311-342.

17. Schafran, A., McDonald, C., Lopez Morales, E., Akyelken, N., & Acuto, M. Replacing the services sector and three-sector theory: urbanization and control as economic sectors // Regional Studies. – 2018. – Vol 52(12). – P. 1-12.

18. Storper, M., Manville, M. Behaviour, Preferences and Cities: Urban Theory and Urban Resurgence // Urban Studies. – 2006. – Vol. 43. – No. 8. July/ – P. 1247–1274.


Рецензия

Для цитирования:


Деревянченко Ю.И. «КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД» И МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДНЕГО КЛАССА В Г. ОМСКЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(4):29-34.

Просмотров: 171


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)