К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В данной статье анализируются отдельные принципы обучения иностранному языку, которые определяют специфику обучения данному предмету в дошкольном возрасте, и соблюдение которых позволяет учителю правильно организовать этот процесс. Целью статьи, прежде всего, является попытка соотнесения общедидактических и собственно методических принципов с основными принципами дошкольного образования, сформулированными в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, такими как принцип построения образовательной среды на основе индивидуальных особенностей ребенка, принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности и принцип возрастной адекватности дошкольного образования. С другой стороны, в статье обосновывается то, что как общедидактические, так и собственно методические принципы обучения не являются универсальными и определяются прежде всего возрастными особенностями ребенка. Особое внимание при этом уделяется анализу таких принципов, как принцип наглядности и принцип коммуникативной направленности обучения. Принцип наглядности трактуется как принцип целостного сенсорного развития ребенка, когда учитель в процессе обучения задействует и воздействует на все каналы восприятия. Принцип коммуникативной направленности обучения определяет необходимость создания на занятии языковой среды, которая будет приближена к естественной языковой среде и будет мотивировать ребенка к общению на изучаемом языке. Данная языковая среда обеспечивает также возможность беспереводного обучения иностранному языку. Результаты практической работы по обучению немецкому языку дошкольников доказывают, что знание данных принципов и умелое пользование ими во многом обеспечивает эффективность образовательного процесса.
Об авторах
Н. Н. ЧичеринаРоссия
Чичерина Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и межкультурной коммуникации
644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14
С. Ю. Полуйкова
Россия
Полуйкова Светлана Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета иностранных языков
644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14
Я. Л. Горшенина
Россия
Горшенина Яна Львовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и межкультурной коммуникации
644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do
2. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)/ Э.Г. Азимов., А.Н. Щукин – СПб: Златоуст, 1999. – 472 с.
3. Горлова Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков/ Н.А. Горлова – М.: МГПУ, 2010. – 248 c.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 4-е изд., стереотип. /В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
5. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам/Е.И. Пассов — М.: Русский язык, 1989. — 278 с.
6. Спиридонова А. В. Обучение детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования. Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.п.н. - Челябинск, 2010.
7. Утехина А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика/ А.Н. Утехина. — 3-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2013. — 192 с.
8. Hopfenstedt, Gila. Mit Sinnen experimentieren - Sprache begreifen. Frühes Fremdsprachenlernen mit dem CLIL-Ansatz. Einführung in die Praxislehre/ G. Hopfenstedt, B. Widlock –München: Goethe-Institut, 2011- 111 S. Widlock, Beate. Nürnberger Empfehlungen zum frühen Fremdsprachenlernen. Neubearbeitung /B. Widlock, A. Petravic' – München: Goethe-Institut, 2010– 38 S.
Рецензия
Для цитирования:
Чичерина Н.Н., Полуйкова С.Ю., Горшенина Я.Л. К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(4):20-23.