Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск
Том 10, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

4-10 202
Аннотация

Успешность профессиональной деятельности современного человека специальности любого направления напрямую зависит от его готовности использовать средства новых информационных технологий при проектировании и реализации своей профессиональной деятельности. Современные информационно – коммуникационные технологии сегодня становятся значимым инструментом повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности, важным фактором конкурентоспособности любого предприятия. Применение информационных технологий повышает эффективность управленческой работы, позволяет перевести данные о работе предприятия из пассивной формы в активную, преобразовать информацию в новые знания, в источник новых подходов и решений. Аналитические технологии важны для тех, кто принимает решение: руководителям, аналитикам, экспертам, консультантам, определяющих точность прогнозов, оптимальность выбранных стратегий. Уже сегодня облачные технологии являются обязательной неотъемлемой частью инфраструктуры любого предприятия. Сегодня возникает необходимость овладения специалистами разного уровня использования облачных сервисов в повседневной практике решения управленческих задач. В последнее время в научной литературе появилось достаточное количество публикаций, посвященных изучению теоретических вопросов важности и значимости использования облачных технологий в решении управленческих задач, но после тщетного поиска комплекса лабораторных заданий по этому направлению, было принято решение разработать и внедрить их в практический блок дисциплины «Информационные технологии в управлении». Целью данной работы является представление заданий аналитического характера к лабораторным работам по данной дисциплине и описание методических рекомендаций в доступной и сжатой форме по их решению в Google таблицах для студентов педагогического вуза заочного отделения.

11-17 320
Аннотация

В статье, в основном, обсуждается вопрос, в каком смысле используется термин «волна» при преподавании общей физики в техническом ВУЗе. С этой целью проанализированы тексты основных учебников физики для технических ВУЗов, а также нескольких других книг. Анализ проводится на базе концепции «физических частей речи», предложенных двумя из авторов в предыдущих работах. Показано, что термин «волна» используется в учебниках в трёх смыслах, причём из контекста не всегда ясно, какой именно из трёх имеют в виду авторы. Во-первых, термин «волна» используется для обозначения физического явления, то есть колебаний в упругой среде или на границе раздела сред (волны на поверхности воды), которые сопровождаются переносом энергии без заметного переноса вещества. Сюда попадают звуковые волны, сейсмические волны и т .п.  Во-вторых, слово «волна» означает модель (например, «монохроматическая волна», «плоская волна», «бегущая волна», «стоячая волна»). Сюда мы относим и электромагнитные волны: это видно хот я бы потому, что они не требуют для своего распространения никакой среды. Наконец, в-третьих, слово «волна» означает базовое физическое понятие: например, волна де Бройля, волна вероятности, волновые свойства электромагнитного излучения. Нам представляется, что при изучении соответствующего раздела в курсе общей физики в техническом ВУЗе необходимо всякий раз подчёркивать, о чём, собственно, идёт речь. Это позволит сделать обучение студентов физике более эффективным и приблизит его к окружающей их физической реальности.

18-25 210
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. В статье приведен анализ взглядов исследователей на планирование и организацию самостоятельной работы студентов, формированию готовности студентов к самоорганизации учебной деятельности, навыки которой положительно скажутся и в профессиональной деятельности, на бенчмаркинг в образовании. Обосновывается мысль о том, что применение бенчмаркинг- технологии в процессе подготовки к самостоятельной работе положительно сказывается на формирование готовности к самообучению. Проведены соответствующие исследования в данном направлении. Значительное внимание уделяется внедрению образовательных платформ в обучающий процесс, позволяющих повысить уровень готовности студентов. Данная проблема является актуальной и требует дальнейших исследований. Основной целью данного исследования является выявлении педагогических условий, отражающих эффективность современных образовательных контентов в формировании готовности к самостоятельной работе студентов посредством бенчмаркинг-технологии. Автором предложена модель формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии. В процессе работы над исследованием автором были применены следующие методы: анализ педагогической литературы; методы опроса (беседа, анкетирование), тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; качественный и количественный анализ результатов, метод статистической обработки данных. В статье автор предоставляет доказательную базу, статистические данные и результаты анкетирования, подтверждающие выводы педагогического эксперимента. Идея автора использовать образовательную платформу GoogleClassroom, с применением курсов, а также электронного учебно-методического комплекса имеет научную значимость и актуальность в формировании готовности студентов к самостоятельной работе.

26-31 228
Аннотация

В статье дается дидактическое обоснование реализации МООК и технологии «перевернутого класса» при обучении французскому языку в педагогическом вузе. Высшее профессиональное образование в настоящее время обязано следовать тем тенденциям и вызовам, которые отвечают требованиям формирующегося информационного общества. Неотъемлемой его частью становится развитие дистанционного обучения, использование которого позволяет повысить качество образования. Цель статьи – описание использования технологии «перевернутого класса» с применением таких относительно новых инструментов обучения, как Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК). Теоретический этап исследования предполагал анализ отечественной и зарубежной педагогической и методической литературы, образовательных стандартов и опыта решений по заявленной проблеме исследования. Для подтверждения эффективности результатов эксперимента применены методы эмпирических исследований (наблюдение и сопоставление). С целью подтверждения эффективности использовались качественные методы исследования. Авторы проанализировали существующие виды МООК (сМООК, хМООК). Опираясь на результаты проведенного анализа возможностей МООК в системе высшего образования и изучив особенности использования технологии «перевернутого класса», был разработан сМООК «Методика обучения французскому языку», целью которого стало повышение эффективности подготовки студентов педагогического университета к будущей профессиональной деятельности. Практическая значимость статьи заключается в обращении к работам отечественных и зарубежных исследователей в области разработки МООК и технологии

«перевернутого класса», а также создании сМООК для изучения методики обучения французскому языку. Данная статья будет полезна практикам – преподавателям иностранного языка при обучении методике будущих педагогов, а также студентам, изучающим методику обучения иностранному языку.

32-38 240
Аннотация

В статье проанализирован опыт Омского филиала Университета «Синергия» по проведению студенческих научно-практических конференций. Целью исследования стало выявление особенностей при подготовке к проведению Международной научно-практической конференция студентов, магистрантов и преподавателей «От синергии знаний к синергии бизнеса» как воспитательного феномен. В связи с этим, нами было изучена организация подготовки для проведения студенческих научно-практических конференций «От синергии знаний к синергии бизнеса» в Омском филиале Университета «Синергия» с 2014 по 2021 год. Материалами для исследования стали: программы конференций, отчеты о проведенных конференциях, сборники трудов участников научно-практических конференций «От синергии знаний к синергии бизнеса». В результате исследования нами было установлено, что педагогический коллектив филиала выработал свою стратегию организации данной конференции. Одной из особенностей стратегии организации данной конференции является формирование для подготовки конференции студенческого Оргкомитета конференции, в который входят активно включенные в научно-исследовательскую работу студенты филиала. Также мы обнаружили, что подготовка к проведению данного мероприятия состоит из 10 этапов: создание Оргкомитетов конференции, закрепление цели конференции, определение даты конференции, рассылка информационного письма о конференции, сбор заявок по предложенной форме заявки на участие, которая имеется в информационном письме, обработка поступивших заявок, составление сборника трудов участников конференции, подготовка программы научно-практической конференции, подготовка к проведению в рамках работы каждой секции конкурсов на «Лучшую научно-исследовательскую работу студента» и «Лучшее публичное выступление студента», техническая, полиграфическая, организационная подготовка сопровождения конференции.

39-46 207
Аннотация

В статье представлены и обоснованы условия формирования профессиональной иноязычной компетенций будущего инженера. На основе анализа мнений и суждений разных авторов выявлены подходы в трактовке профессиональной компетентности, которые дополняют друг друга, поскольку характеризуют термин с разных сторон. Представлен опыт преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» в железнодорожном ВУЗе с применением одного из этапов проектной методики на стадии обучения защиты проектов. Цель работы – показать возможности применения современных технологий обучения при изучении тем «Компьютерные технологии» и «Современные средства защиты информации». В предложенной работе предпринимается попытка раскрыть основания и продуктивность применения профессионально- ориентированных коммуникативных учебных заданий для инженерных специальностей. Задания способствуют повышению качества иноязычной профессиональной подготовки будущего инженера и преодолению разрыва между теорией и практикой. На этой основе происходит формирование ориентационной основы профессиональной деятельности в период обучения в ВУЗе. На завершающей стадии обучения студенты представляют защиту подготовленных проектов по специальности. Подведены итоги и сделаны выводы по результатам проведенных проектов, раскрывающих содержание базовых и дифференцирующих компетенций для инженерных профессий. Использование этапов проектного метода доказало, что происходит становление и развитие требуемого уровня профессиональных и квалификационных качеств будущего специалиста. Формирование востребованных качеств может осуществляться на основе качественной подготовки специальных междисциплинарных проектов. Авторы статьи обосновывают мнение, что данные проекты способствуют повышению мотивации для изучения иностранного языка, отражают взаимосвязь изучаемых предметов и развивают творческую деятельность.

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)

47-52 405
Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-методологические подходы к понятию «принцип», выделены его сущностные характеристики и отличительные черты, дано научное обоснование принципов организации под- готовки кадров в системе цифровых производственно-трудовых отношений. Целью работы явилось формиро- вание понятийно-категориального аппарата процесса организации подготовки кадров в цифровой экономике в части его принципиальных положений. В качестве методов проведенного исследования были использованы об- щенаучные методы теоретического (формализация, абстрагирование, обобщение, систематизация) и эмпи- рического (описание, сравнение) характера. С помощью перечисленных методов были уточнены сущность и содержание термина «принцип», выявлены его базисные отличия от понятий постулатов, концепций, законо- мерностей и законов. Рассмотрены различные классификации принципов системы производственно-трудовых отношений в условиях цифровизации, выявлены их достоинства и недостатки. Определена необходимость структурирования принципов организации подготовки кадров в цифровой экономике на принципы собственно процесса организации (общеметодологические), непосредственно подготовки кадров (системные) и цифрови- зации (специфические). Основополагающим принципом данной системы предлагается считать принцип ди- джитализации, заключающийся в цифровизации всех процессов и элементов системы организации подготовки кадров с целью формирования идентифицированной в современном обществе личности, обладающей цифро- выми компетенциями и готовой применять их в своей трудовой деятельности. К принципам второго порядка отнесены общеметодологические, системные и специфические принципы, определяющие, соответственно, базовые правила процесса организации подготовки кадров, целостность системы непрерывного профессио- нального образования, особенности компетентностного подхода к формированию цифровых производствен- но-трудовых отношений. Научно обоснованная совокупность принципов организации подготовки кадров мо- жет использоваться в дальнейших исследованиях кадрового обеспечения в условиях цифровой трансформации экономики.

53-59 206
Аннотация

В статье затрагиваются теоретические основы гипотезы двойного дефицита в рамках кейнсианской школы и последователей Рикардо. Выдвигается гипотеза о наличии двойного дефицита в экономике Греции. Сначала рассмотрены теоретические составляющие этой концепции. Далее приводятся макроэкономические показатели Греции за период с 1980 по 2019 годы с целью их анализа. В число показателей включены прирост ВВП страны, государственный долг, государственные расходы, баланс счета текущих операций и дефицит бюджета. На основе статистики построены и проиллюстрированы тенденции и зависимости; проведен корреляционный анализ для определения общих и дефицитных зависимостей. Для повышения качества исследования и достоверности его результатов в рамках корреляционного анализа сорокалетний период разделен на три части, это связано с важными событиями, влияющими на греческую экономику: вступление Греции в еврозону и мировой финансовый кризис 2008 года. Результаты анализа показали сильную связь дефицита бюджета и дефицита счета текущих операций платежного баланса Греции в периоде с 2008 до 2019 год. После подтверждения гипотезы даны причины и объяснения феномену двойного дефицита в экономике. Основной причиной является мировой финансовый кризис, после которого Греция не смогла восстановить экономику. Подрыв экономики привел к увеличению расходов, что увеличило дефицит бюджета. Для обеспечения недостающих средств государство привлекло кредиты, увеличив тем самым внешний долг. Это привело к увеличению дефицита текущего счета. Подтверждение наличия двойного дефицита в греческой экономике создает почву для дальнейшего углубления в причины возникновения двойного дефицита, построения прогнозов его развития в дальнейшем, а также поисков решения проблемы на экономическом уровне.

60-66 307
Аннотация

В статье рассматривается и оценивается влияние цифровизации на современную экономику. Актуальность исследования продиктована «оцифровкой» всех сфер общественной жизни, а также многогранностью возможностей, которые предоставляет развитие цифровой среды. Целью работы является изучение основных тенденций развития цифровизации и цифровой экономики, выявление особенностей протекания процесса цифровизации в России, оценка его эффективности, а также поиск проблем в данной области и способов их решения. К используемым методам относятся анализ источников литературы в сфере цифровой экономики и цифровых технологий, обобщение и систематизация полученной информации, а также исследование развития цифровой среды России на практике. Результатом разработанной методики является выявление препятствий для развития цифровизации, а также разработка рекомендаций по их преодолению. Полученные результаты могут быть применены организациями, специалистами в области цифровых технологий, а также государственными органами власти и другими заинтересованными во внедрении инноваций экономическими субъектами с целью оптимизации существующих условий ведения бизнеса, повышения конкурентоспособности страны на международной арене и пр. Авторы статьи пришли к выводу о том, что цифровизация играет ключевую роль в развитии экономик стран мира, в том числе и в России. Ввиду новизны данного направления существует большой потенциал для совершенствования технологий и их грамотного внедрения в различные процессы, протекающие в обществе. Кроме того, цифровизация способствует уменьшению цифрового разрыва между государствами, тем самым, укрепляя их взаимодействие и взаимозависимость.

67-73 182
Аннотация

Статья посвящена исследованию миграционных процессов между Россией и Республикой Казахстан с акцентом на приграничные регионы. Миграционные процессы рассмотрены с момента распада СССР и появления на политической карте мира независимых республик. Отмечено, что большое влияние на миграцию оказали особенности заселения приграничных территорий русскими, казахами, немцами, татарами, украинцами и другими национальностями, причем по обе стороны границы. На основе анализа статистических данных определены миграционные потоки между Россией и Казахстаном, вскрыты причины миграционных потоков в разные интервалы времени. Дана характеристика законодательных инициатив, регламентирующих направления сотрудничества стран, включая миграционные процессы. Классифицированы причины, определяющие миграцию населения Омской области, показан отрицательный тренд изменения численности населения области. Проведен анализ миграционных настроений жителей Республики Казахстан с точки зрения демографического, экономического и этнического факторов, построены зависимости, характеризующие население, общий коэффициент рождаемости, трудоспособное население, численность населения по отдельным этносам по итогам переписи 2009 г. и 2020 г. Республики Казахстан. Проведен анализ полученных зависимостей, определены возможные причины изменения рассматриваемых показателей, выделены наиболее характерные периоды. Сделан вывод о том, что с каждым годом количество мигрантов из Казахстана увеличивается, поэтому необходимо повышенное внимание к этому процессу с целью не только его регулирования, но и максимального использования для Омской области. Нужна законодательная инициатива, позволяющая реализацию комплексного подхода к социально-экономическому развитию приграничных территорий на основе специальной государственной программы.

74-80 176
Аннотация

Среднегодовая численность занятых в региональной экономике является одним из ключевых макроэкономических показателей, характеризующих ее состояние и развитие, а также в значительной мере определяющий состояние рынка труда региона. Прогнозирование динамики этого показателя является достаточно важной задачей, при решение которой необходимо учитывать сценарии развития региональной экономики и влияние демографии региона.

Целью данной статьи является представление модификации комплекса эконометрических моделей типового сценарного подхода оценки среднегодовой численности занятых в региональной экономике. Для достижения обозначенной цели использовались методы сравнительного, логического и статистического анализа, методы моделирования и краткосрочного прогнозирования динамики ряда ключевых макроэкономических показателей функционирования региональной экономики. Наряду с этим, в работе использованы стандартные методы анализа научной литературы по исследуемой проблематике, а также описательный метод для характеристики методов построения моделей временных рядов и последующего краткосрочного прогнозирования значений их уровней.

В результатом исследования предложено усовершенствовать модели динамики среднегодовой численности занятых в региональной экономике и заменить недостаточно обоснованные модели оценки влияния на данный показатель инвестиций в ее основные производственные фонды на эконометрическую модель динамики средней производительности труда в рассматриваемой экономической системе. Построенные эконометрические модели проверялись на значимость и адекватность с помощью расчёта критерия Фишера, коэффициента детерминации и критерия Дарбина–Уотсона. Для целевого и базового сценариев развития региональной экономики, характеризующихся соответствующими значениями валового регионального продукта, формировались краткосрочные прогнозы среднегодовой численности занятых, которые сопоставлялись с данными, публикуемыми органами государственной статистики и профильными подразделениями администрации региона. Оценка точности прогнозирования осуществлялась расчетом относительной ошибки между статистическими данными и прогнозными значениями рассматриваемого макроэкономического показателя. Значения относительной ошибки прогнозирования указывают на возможность и целесообразность использования предложенных моделей для решения задач оценки динамики и краткосрочного прогнозирования среднегодовой численности занятых в региональной экономике.

81-89 157
Аннотация

Трансформация научно-технологических и финансовых рисков технологической интеграции стала необходимым условием устойчивого развития предприятий обрабатывающей промышленности. Целью данного исследования является изучение современного состояния инновационной деятельности с выявлением угроз для раскрытия научного-технического потенциала промышленных компаний. Теоретические положения и выводы касаются вариативных подходов по обеспечению устойчивого положения предприятий. Среди них можно выделить регулирование финансового статуса организации в соответствии с трендами развития национальной экономики, повышение уровня институционального развития, генерацию экономического роста путем «непрерывных инноваций», «управление человеческими ресурсами», финансовую политику и «операционный леверидж». На основе обработки статистической информации выявлены характерные черты «доковидной» и «постковидной» экономики; в частности, положительная тенденция притока инвестиций в НИОКР; превалирование государственных источников финансирования инновационной деятельности; положительное сальдо инвестиций в новые технологии и исследования со стороны иностранных субъектов, несмотря на продолжающиеся санкционные ограничения; рост целевых затрат научно-исследовательского назначения со стороны основных партнеров предприятий обрабатывающей промышленности по технологической интеграции. Дается оценка состоянию малого и среднего инновационного предпринимательства с выводом о его незначительной доли в общей численности малых предприятий. С учетом одновременного воздействия на систему управления промышленными предприятиями внешних и внутренних кризисов предлагаются методы трансформации наиболее типичных рисков технологической интеграции, сгруппированных по признаку функционального назначения подсистемы управления и привязанных к формам вертикальной, горизонтальной, смешанной интеграции технологических процессов. Делается вывод, что для группы научно-технологических рисков в качестве субъектно-объектных отношений необходимо проведение превентивных мероприятий, направленных на снижение размера возможного ущерба по углублению технологической цепочки.

90-95 156
Аннотация

В статье проведен обзор взглядов ученых на определение «финансовый риск», выделены основные черты, присущие финансовому риску. Описан процесс управления рисками и методы оценки. Необходимость заблаговременной разработки и внедрения методов управления рисками в рыночной экономике связана, прежде всего, с тем, российские коммерческие организации являются независимыми хозяйствующими субъектами, и это означает, что они могут определять свою финансовую и производственную политику, но правительство не обязано оказывать поддержку в случае финансовых проблем или других трудностей. В этих условиях российским организациям следует создать обязательные резервы или привлечь средства из других источников для принятия мер по устранению убытков. Выход из сложившейся ситуации возможен только в случае разработки эффективной концепции управления рисками с использованием современных технологий, с учетом экономических условий, присущих этим организациям, при работе со знакомыми понятиями и сроками. Эта концепция управления рисками должна гарантировать положительные результаты в разумные сроки с оптимальными финансовыми вложениями. Эффективность принимаемых управленческих решений варьируется в зависимости от вида и уровня риска в довольно значительном диапазоне. Финансовый риск может сопровождаться значительными финансовыми потерями и созданием дополнительных резервов под его доход. В современных условиях финансово-экономического кризиса проблема усиления рисков весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности российских предприятий промышленности. Управление риском (или риск-менеджмент) определяет пути и возможности обеспечения устойчивости предприятия, его способности противостоять неблагоприятным ситуациям. Процесс управления рисками – это основное условие нейтрализации или минимизации негативных последствий для организации от нежелательных событий.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)