О ПРЕПОДАВАНИИ РАЗДЕЛА «ВОЛНЫ» В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-2-11-17
Аннотация
В статье, в основном, обсуждается вопрос, в каком смысле используется термин «волна» при преподавании общей физики в техническом ВУЗе. С этой целью проанализированы тексты основных учебников физики для технических ВУЗов, а также нескольких других книг. Анализ проводится на базе концепции «физических частей речи», предложенных двумя из авторов в предыдущих работах. Показано, что термин «волна» используется в учебниках в трёх смыслах, причём из контекста не всегда ясно, какой именно из трёх имеют в виду авторы. Во-первых, термин «волна» используется для обозначения физического явления, то есть колебаний в упругой среде или на границе раздела сред (волны на поверхности воды), которые сопровождаются переносом энергии без заметного переноса вещества. Сюда попадают звуковые волны, сейсмические волны и т .п. Во-вторых, слово «волна» означает модель (например, «монохроматическая волна», «плоская волна», «бегущая волна», «стоячая волна»). Сюда мы относим и электромагнитные волны: это видно хот я бы потому, что они не требуют для своего распространения никакой среды. Наконец, в-третьих, слово «волна» означает базовое физическое понятие: например, волна де Бройля, волна вероятности, волновые свойства электромагнитного излучения. Нам представляется, что при изучении соответствующего раздела в курсе общей физики в техническом ВУЗе необходимо всякий раз подчёркивать, о чём, собственно, идёт речь. Это позволит сделать обучение студентов физике более эффективным и приблизит его к окружающей их физической реальности.
Об авторах
И. И. ГончарРоссия
Гончар Игорь Иванович — доктор физико-математических наук, профессор, профессор-консультант кафедры «Физика и химия»
644046, г. Омск, проспект Маркса, д. 35
М. В. Чушнякова
Россия
Чушнякова Мария Владимировна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Физика»
644050, г. Омск, проспект Мира, д. 11
Ю. М. Сосновский
Россия
Сосновский Юрий Михайлович —кандидат физико-математических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой «Физика и химия»
644046, г. Омск, проспект Маркса, д. 35
Список литературы
1. Астахов, А. В. Курс физики. Том 1. Механика. Кинетическая теория материи / А. В. Астахов. — М.: Наука, 1977. — 384 с. — Текст : непосредственный.
2. Астахов, А. В. Курс физики. Том 2. Электромагнитное поле / А. В. Астахов, Ю. М. Широков. — М.: Наука, 1980. — 359 с. — Текст : непосредственный.
3. Гончар, И. И. Иерархия определения физических величин и основные положения молекулярно- кинетической теории / И. И. Гончар, М. В. Чушнякова. — Текст : непосредственный // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Ч.2 — 2016. — C. 91-94.
4. Гончар, И. И. Основные положения молекулярно-кинетической теории как отправная точка в изучении физики / И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин. — Текст : непосредственный // Вестник Омского уни- верситета. — 2017, — 2(84). — С. 36-40.
5. Гончар, И. И. Особенности преподавания физики в российских технических вузах первой четверти ХХI века / И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, Т. А. Аронова. — Текст : непосредственный // Вестник Омского гос- ударственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2019. — 1 (22). — C. 97-99.
6. Гончар, И. И. Соотношение между физическими и математическими аспектами при изучении темы «Колебания» в техническом вузе / И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин. — Текст : непосредственный // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2020. — 2 (34). — С. 23-29.
7. Гончар, И. И. Структурирование основных понятий в процессе преподавания общей физики: физиче- ские части речи / И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин, Н. А. Хмырова. — Текст : непосредственный // Омский научный вестник. — 2015. — 2(136). — C. 149-151.
8. Гончар, И. И. Физические части речи: вопросы изучения законов физики / И. И. Гончар, С. Н. Крохин, М. В. Чушнякова, Н. А. Хмырова. — Текст : непосредственный // Омский научный вестник. Cер. Общество. История. Современность. — 2017. — 1. — C 52-57.
9. Гончар, И. И. Физические части речи: физические величины / И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин, Н. А. Хмырова. — Текст : непосредственный // Омский научный вестник. Cер. Общество. История. Современность. — 2015. —1 (139). — C. 130-132.
10. Детлаф, А. А. Курс физики. Том 3. Волновые процессы. Оптика. Атомная и ядерная физика. / А. А. Детлаф, Б. М. Яворский. — М.: Высшая школа, 1979. — 511 с. — Текст : непосредственный.
11. Зисман, Г. А. Курс общей физики. Том 1. Механика, молекулярная физика, колебания, волны. / Г. А. Зисман, О. М. Тодес. — М.: Наука, 1974. — 336 с. — Текст : непосредственный.
12. Зисман, Г. А. Курс общей физики. Том 3. Оптика, физика атомов и молекул, физика атомного ядра и микрочастиц. / Г. А. Зисман, О. М. Тодес. — М.: Наука, 1970. — 496 с. — Текст : непосредственный.
13. Кадомцев, Б. Б. Волны вокруг нас / Б. Б. Кадомцев, В. И. Рыдник. — М.: Знание, 1981. — 152 с. —Текст : непосредственный.
14. Крауфорд, Ф. Волны / Ф. Крауфорд. — М.: Наука, 1984. — 512 с. — Текст : непосредственный.
15. Ландау, Л. Д. Теоретическая физика. Теория упругости. Том 7. / Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. — М.: Наука, 1987. — 248 с. — Текст : непосредственный.
16. Национальный проект «Образование» // Официальный интернет-сайт министерства просвещения Российской Федерации — URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения (03.04.2021). — Режим до- ступа: свободный. — Текст : электронный.
17. Путилов, К. А. Курс физики. Том 1. Механика. Акустика. Молекулярная физика. Термодинамика / К. А. Путилов. — М.: Физматгиз, 1963. — 560 с. — Текст : непосредственный.
18. Путилов, К. А. Курс физики. Том 3. Оптика. Атомная физика. Ядерная физика. / К. А. Путилов, В. А. Фабрикант. — М.: Наука, 1963. — 636 с. — Текст : непосредственный.
19. Савельев, И. В. Курс общей физики: Учеб. пособие для втузов в 3 т. Т. 1. Механика, колебания и вол- ны, молекулярная физика / И. В. Савельев. — М.: Наука, 1970. — 508 с. — Текст : непосредственный.
20. Савельев, И. В. Курс общей физики: Учеб. пособие для втузов в 3 т. Т. 2. Электричество и магнетизм / И. В. Савельев. — М.: Наука, 1982. — 496 с. — Текст : непосредственный.
21. Фейнман, Р. КЭД — странная теория света и вещества / Р. Фейнман. — М.: Наука, 1988. — 144 с. — Текст : непосредственный.
22. Физическая энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 704 с.
23. Яворский, Б.М. Основы физики. Том 2. Колебания и волны; основы квантовой физики атомов, моле- кул и твердых тел; физика ядра и элементарных частиц / Б. М. Яворский, А. А. Пинский. — М.: Наука, 1974. — 464 с. — Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Гончар И.И., Чушнякова М.В., Сосновский Ю.М. О ПРЕПОДАВАНИИ РАЗДЕЛА «ВОЛНЫ» В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(2):11-17. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-2-11-17
For citation:
Gontchar I.I., Chushnyakova M.V., Sosnovsky Yu.M. ABOUT TEACHING THE «WAVES» SECTION IN THE GENERAL PHYSICS COURSE AT TECHNICAL UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021;10(2):11-17. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-2-11-17