Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск
№ 2 (2018)

РАЗДЕЛI ЭКОНОМИЧЕСКИЕНАУКИ

8-15 127
Аннотация
В статье предлагается концептуальный подход к маркетингу услуг образовательной организации, который основан на выделении ключевого показателя деятельности вуза - качества образования, на реализацию которого оказывают воздействие две составляющие: образовательная и имиджевая. Данные составляющие необходимо рассматривать с точки зрения внешних и внутренних коммуникаций вуза. При этом результативным критерием качества образования выступают показатели трудоустройства выпускников и привлечения новых клиентов. При разработке отдельных направлений концепции маркетинга вуза должны быть учтены отличительные особенности образовательной услуги, главные привычки поведения потребителей на рынке образовательных услуг и основные моменты, на которые стоит сосредоточить внимание в маркетинге услуг. Маркетинг услуг представляет собой одну из наиболее сложных сфер профессиональной деятельности. Это связано со спецификой услуги - ее неосязаемостью и невидимостью. Потребитель тщательно подходит к изучению характеристик услуги, поскольку рискует совершить неверный выбор. Поэтому главной проблемой маркетинга услуг является качество самой услуги, предлагаемой рынку. Методологической базой разработки концепции маркетинга образовательных услуг являются методы макро- и микроанализа, в рамках которых проведен PEST-анализ - изучено влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов и выявлено воздействие элементов, находящихся внутри вуза - потребители - студенты, абитуриенты, выпускники, родители; конкуренты; сторонние организации. Кроме того, проведено исследование вуза по элементам расширенного комплекса маркетинга. Авторы статьи пришли к выводу, что разработанный концептуальный подход может быть применен любой образовательной организацией в условиях интегрированного применения всех представленных инструментов в рамках концепции маркетинга вуза.
16-21 225
Аннотация
Совершенствование экономической системы в современных рыночных условиях предполагает развитие крупных предприятий и формирование мощного сегмента малого бизнеса, являющегося залогом стабильности и благополучия регионов и всего государства. Одним из наиболее успешных способов развития субъектов крупного и малого бизнеса, а также их эффективного сотрудничества является франчайзинг. Франчайзинг представляет собой форму делового сотрудничества, заключающегося в предоставлении на договорной основе крупной компанией франшизы предпринимателю на производство продукции или услуги под собственной торговой маркой. Актуальность реализации инвестиционных франчайзинговых проектов обусловлена высокой долей банкротств впервые открывшихся компаний и необходимостью гармоничного развития малого и крупного бизнеса, способного укрепить экономическое положение в стране. По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Активному развитию франчайзинговой модели организации бизнеса способствуют такие факторы, как совершенствование правовых аспектов взаимодействия франчайзера и франчайзи, развитие финансовых инструментов реализации франчайз-проектов, расширение торговых площадей, развитие франчайзинга в регионах, активное использование конверсионного франчайзинга и другие факторы. Однако в России потенциал организации франчайзинговых сетей существенно недооценен. Текущее положение на рынке франчайзинга усугубляется замедлением темпов роста рынка, связанного с падением активности зарубежных франчайзеров в России. В статье проведено исследование российского рынка франчайзинга по данным вторичной информации, определены ключевые тенденции развития рынка на ближайшую перспективу и представлен анализ проблем, сдерживающих потенциал организации бизнеса по системе франчайзинга в России.
22-27 98
Аннотация
Статья посвящена проблеме оценки экспортного потенциала как инструмента обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации. Подход к решению проблем АПК предполагает использование мер, направленных на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках и обеспечение импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Главной целью государства относительно АПК, на сегодняшний день, является формирование конкурентоспособной отрасли. Ситуация на рынке молока показывает, что большинство стран не могут удовлетворить потребность своего населения в пище, а за счет импорта высококачественного российского молока эта проблема будет успешно решена. В целом анализ динамики производства и реализации сельскохозяйственной продукции Омской области свидетельствует о наличии значительных возможностей для осуществления политики импортозамещения по основным видам сырья и продукции АПК. Молочное животноводство Омской области наиболее остро нуждается в совершенствовании мер поддержки, особенно в рамках реализации стратегии импортозамещения, где одним из основных моментов является формирование экспортного потенциала. Развитие экспорта продукции сельского хозяйства - это прежде всего поиск новых рынков сбыта. Чтобы понять, выгодно ли производителю выходить на внешний рынок того или иного продукта, необходимо оценить экспортный потенциал применительно к данной отрасли и сделать соответствующие выводы. С целью оценки сравнительных преимуществ молока, как товара в регионе и возможности развития его экспорта, предложено применить методологию измерения стоимости ресурсов на внутреннем рынке (Domestic Resource Cost - DRC), скорректированную на региональный уровень. На основе расчетов сделан вывод о том, что производство молока как товара, производимого на экспорт в данном предприятии, обладает сравнительными преимуществами в регионе. Подобные вычисления могут применяться в части обоснования предоставления государственной поддержки с целью реализации стратегии политики импортозамещения.

ББК 65.41©

28-35 103
Аннотация
В статье проведён анализ эффективности функционирования контрактной системы Омской области в сфере государственных и муниципальных закупок, с помощью рассмотрения уровня конкуренции на одну закупку за 2014 - 2017 годы, проанализированы качество закупок и экономия бюджетных средств, а также исполнение требований законодательства в контрактной системе и рассчитана эффективность контрактной системы Омской области, а также разработана модель оценки эффективности контрактной системы с учётом следующих показателей: доля контрактов, заключенных по итогам проведения конкурентных процедур; среднее количество заявок, поданных на участие при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на одну закупку; экономия бюджетных средств, полученная по результатам закупок; доля закупок у СМП, СОНО; среднее количество нарушений законодательства по осуществлению закупок. Целью работы является определение уровня эффективности государственных закупок на территории Омской области и разработка собственной методики оценки эффективности контрактной системы, с помощью которой оценена контрактная система Омской области. К используемым методам относятся горизонтальный анализ, метод сравнений. Результатом разработанной методики является оценка эффективности контрактной системы Омской области. Полученные результаты могут быть применены для оценки эффективности любой контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок. Авторы статьи пришли к следующим выводам: эффективность контрактной системы Омской области можно оценить, как среднюю, так как существуют недочёты в качестве закупок, соблюдении законодательства о контрактной системе, финансовая эффективность закупок является нормативной по шкале оценки, существует экономия при осуществлении закупок.
36-42 102
Аннотация
Данная статья посвящена формированию модели готовности муниципальных образований к внедрению технологий SmartCity. В качестве гипотезы исследования выступает предположение о возможности имитационного моделирования аспекта готовности «нестабильных городов» к внедрению технологий Smart City.В качестве цели научного исследования выступает формирование модели готовности муниципальных образований к внедрению технологий Smart City на основе авторского подхода к имитационному моделированию. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующий ряд задач: рассмотреть теоретические основы технологий Smart City в современных реалиях развития экономической парадигмы; сформировать имитационную модель динамического измерения готовности муниципальных образований к внедрению технологий Smart City на примере некоторых «нестабильных городов». Новизна научной статьи заключается в авторском подходе к рассмотрению вопроса готовности муниципальных образований к внедрению технологий Smart City через имитацию некоторых экономических показателей «нестабильных городов». Инструментарий научной статьи состоит из следующих методов: теоретической адаптации материала, анализа и синтеза данных, моделирования экономических процессов. Проведенное исследование является достаточно интересным с позиции применения имитационных технологий в рамках данного вопроса, что соотносится с направлениями цифровой парадигмы развития Российской Федерации. В дальнейшем данная тема исследования может быть проработана и дополнена в рамках разработки стратегических программ по внедрению технологий Smart City в экономику моногородов.
43-48 111
Аннотация
В статье рассмотрена важная теоретико-методологическая проблема - научные подходы, применяемые в производственном планировании. Эволюция отечественного и зарубежного менеджмента прошлого и начала XXI в. сформировала значительное количество разнонаправленных научных подходов к производственному планированию. Данные подходы, во-первых, не изучены системно и не обобщены, а во-вторых, автономны и нескоординированны. Все это снижает синергетический эффект плановых систем отечественных предприятий и приводит к финансово-экономическим потерям уже на стадии формирования производственных программ. Эта проблема приобретает особое значение в условиях возрастания неопределенности внешней среды. В связи с тем, что подходы определяют логику, принципы, методы и методики планирования на всех уровнях процесса планирования, их изучение представляет собой важную научную задачу. Вследствие этого основной целью и предметом настоящей статьи стало исследование появления основных научных подходов в планировании производства в хронологическом аспекте. В статье показана закономерность возникновения подходов в планировании как реакция на возникающие перед производством различных десятилетий вызовы и угрозы, рассмотрена этапность их возникновения в контексте смены экономических и производственно-технологических формаций на основе широкого круга источников с использованием ретроспективного анализа. В ходе исследования были использованы следующие научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и формализация. Выявленный в результате обобщенный перечень основных подходов, применяемых в производственном планировании, послужил основой для их системной классификации. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение для создания интегрированной модели производственного планирования, организации и совершенствования производственного планирования на современных отечественных промышленных предприятиях.
49-54 125
Аннотация
В статье рассмотрены основные положения регулирования автомобильного страхования в Российской Федерации. Цель исследования заключается в рассмотрении опыта организации автомобильного страхования на примере одной из Омских компаний. Основным методом исследования выступает регрессионный анализ модели автомобильного страхования в области КАСКО в страховой компании. Приведена краткая статистическая справка по количеству страховых компаний, действующих в Российской Федерации, по количеству страховых случаев, а также судебных дел в области автомобильного страхования. Рассмотрены примеры страховых случаев, где происходит судебная тяжба с дорожными службами. Проведен анализ Правил страхования различных компаний, осуществляющих автомобильное страхование. Изучены недостатки в данных Правилах страхования. Приведены данные о минимальных размерах уставного капитала страховых организаций, а также отражены лимитированные обязательства страховщиков в автомобильном страховании. Изучены случаи мошенничества в области автомобильного страхования в Российской Федерации, особенно связанные с прохождением автомобилистами технического осмотра транспортного средства. Построены различные регрессионные модели на мультимодель, которая используется при страховании автомобильного транспорта по КАСКО, в том числе линейная, степенная, показательная. Проведен корреляционный анализ регрессионных моделей и построена новая модель. Рассмотрены и проанализированы основные проблемы автомобильного страхования как в Российской Федерации в целом, так и в Омске в частности. Предложены основные мероприятия по преодолению основных трудностей автомобильного страхования в Российской Федерации. В итоге предложена новая эконометрическая модель для оптимизации страхового тарифа по страхованию автомобильного транспорта. Данная модель может использоваться различными Российскими страховыми компаниями для оптимизации страхового тарифа по КАСКО.
55-64 121
Аннотация
В работе обоснована актуальность исследуемой темы, в качестве основной цели исследования выделено сравнение условий и развития франчайзинга в разных странах. Задачи: изучение теоретико-правовой основы развития франчайзинга и развитие франчайзинга в России и за рубежом. Метод исследования - дескриптивный. В теоретической части исследования выделены разные бизнес-модели: товарный, сервисный и смешанный франчайзинг, также рассмотрены вопросы правового регулирования франчайзинга в европейских странах, США и России. Во второй части исследования проведен анализ экономического развития франчайзинга в России и зарубежных странах: анализ охватывает изменение основных показателей франчайзинга в динамике и его отраслевую структуру. Проанализированными показателями стали: количество выданных франшиз в разных отраслях экономики, количество точек продажи в рамках франшизы, количество занятых на точках продажи в рамках франшизы, оборот продаж точек продажи в рамках франшизы, отраслевая структура франчайзинга, территория распространения, доля франчайзеров в саморегулируемой организации. В работе также показан пример развития омского фармацевтического рынка. Сделан вывод, что условия развития в нашей стране для франчайзинга вполне благоприятны, темпы роста - высокие, а ряд отраслей используют данную бизнес-модель как эффективный инструмент конкурентной борьбы и захвата доли рынка. Данный вывод сделан на примере аптек «Фармакопейка» - франчайзингового проекта фармацевтического дистрибьютора «Медэкспорт - Северная Звезда». Данная франшиза является одной из популярных в России. В целом франчайзинг решает сразу ряд основных сложившихся задач: из-за очень высокой конкуренции в течение продолжительного времени многие агенты рынка начинают увеличивать кредиторскую задолженность перед поставщиками, что при слиянии или поглощении будет обязывать поглощающий бизнес в дальнейшем принять обязательства к исполнению; наибольшее распространение находит распределительный франчайзинг; знание региональных особенностей рынка позволяет быстрее коммерциализовать идеи.
65-71 129
Аннотация
Предмет исследования - деятельность образовательных учреждений в субъектах РФ. Цель - исследование применения маркетинга взаимодействия в деятельности образовательных учреждений в регионах РФ. Гипотеза исследования предполагает, что внедрение маркетинга взаимодействия изменяет деятельность образовательных учреждений в России. Применены следующие методы: методы непараметрической статистики, визуализация данных. Расчеты выполнены в программе Statistica 6. Результаты исследования: 1) внедрение маркетинга взаимодействия в деятельность отечественных региональных вузов осуществляется по направлениям усиления коммуникационных связей университетов с отечественными и зарубежными вузами, работодателями;2) преобладающими в деятельности отечественных региональных вузов являются коммуникационные связи с зарубежными вузами и работодателями, при этом недостаточное внимание уделяется профессиональной коммуникации вузов между собой;3) взаимодействие коммуникационных связей образовательных учреждений со стейкхолдерами имеет слабый синергетический эффект: усиление одного типа связи ведет к усилению другого типа коммуникационной связи; 4) ряд образовательных учреждений характеризуется наличием экстремальных значений показателей, характеризующих внедрение маркетинга взаимодействия в деятельность образовательных учреждений. Наибольшее количество таких образовательных учреждений в г. Москва и Томском регионе, что свидетельствует о возникновении в данных регионах точек роста в области развития современных образовательных технологий; 5) значимых различий между группами образовательных учреждений, внедряющих маркетинг взаимодействия, расположенных в субъектах РФ, не выявлено. Выводы. Внедрение маркетинга взаимодействия в деятельность образовательных учреждений в России находится на начальном этапе. В настоящее время не сформирован инструментарий развития коммуникационных связей образовательных учреждений со стейкхолдерами. Для повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в рамках интеграции в мировое научное сообщество необходимо сформировать комплекс стратегических решений, направленных на интенсификацию внедрения методов маркетинга взаимодействия в образовательные процессы.

РАЗДЕЛ II ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

72-77 395
Аннотация
На основе традиционных и современных исследований ученых криминалистов и процессуалистов, нормативных источников; практики расследования уголовных дел изучаемой группы деяний, раскрываются как общие положения тактики очной ставки, так и отдельные тактические и психологические особенности производства очной ставки с участием несовершеннолетних. В статье показываются некоторые приемы тактического характера применительно к стадии подготовки, непосредственного производства и стадии фиксации изучаемого следственного действия. Излагаются рекомендации об очередности допроса в условиях очной ставки, в частности с участием взрослого и несовершеннолетнего, а также когда оба допрашиваемых являются несовершеннолетними. В работе дается рекомендация следователям по преодолению активного противодействия со стороны допрашиваемого, неожиданно изменившего свои показания; или уверенно настаивающего на своих взаимоисключающих позициях.Анализируются мнения о возможности производства«тактической» очной ставки, т.е. очной ставки по несущественным противоречиям.Рассматривается вопрос о возможности производства очной ставки при полном отсутствии не только противоречий, но и самих показаний одного из потенциальных участников следственного действия. Статья содержит рекомендации о производстве очной ставки по групповым преступлениям с участием несовершеннолетних, об определении очередности допроса в условиях очной ставки, производство очной ставки непосредственно на месте происшествия. Обосновывается и анализируется процессуальная и тактическая необходимость использования дополнительных средств фиксации результатов очной ставки, и в частности использование видео- и аудиозаписи.Рассмотренные в работе тактические приемы очной ставки сформулированы в соответствующие подгруппы. В ходе исследования применялись следующие методы: диалектический метод, анализ, синтез, обобщение. Результаты данной работы могут использоваться специалистами в области криминалистики и уголовного процесса, практическими работниками, студентами юридических вузов при изучении криминалистики и уголовного процесса.
78-81 163
Аннотация
В статье рассматривается регламентация конфискации имущества в таких важнейших законодательных актах России, как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уголовное Уложение 1903 г. Констатируется, что в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных были закреплены два вида конфискации имущества: общая (наказание за ряд государственных преступлений) и специальная (иная мера уголовно-правового характера). В нормах Уголовного Уложения статус конфискации имущества существенно изменился: она закреплялась только в качестве иной меры уголовно-правового характера. Целью данной статьи является анализ эволюции норм уголовного законодательства об институте конфискации имущества в XIX - начале ХХ веков. В процессе написания работы автором использовались следующие научные методы: метод анализа и синтеза материала, индукции и дедукции; сравнительно-правовой и исторический. Полученные результаты работы могут быть применены при написании диссертационных исследований и изучении истории отечественного уголовного права. Автор статьи пришел к следующим выводам: использование исторического метода при изучении норм законодательства позволяет выявить основные тенденции его развития посредством анализа конкретных норм уголовного права; в отечественном законодательстве указанного периода были закреплены такие виды конфискации имущества, как общая и специальная; также подтверждается тезис, о том, что конфискация имущества как вид уголовного наказания на протяжении многих веков была закреплена в отечественных нормативных правовых актах, но вместе с тем в рассматриваемый период применение полной конфискации имущества существенно сократилось.
82-87 120
Аннотация
В статье анализируются классификации форм бригадного метода расследования, сформированные учеными уголовно-процессуальной и криминалистической наук. Указывается, что Б.Я. Петелин, явился пионером в попытках систематизации форм расследования следственно-оперативными группами, который отразил весь комплекс их характерных черт. В последующем В.И. Беджашев разделил такие объединения по трем признакам: структура и численный состав; длительность функционирования; ведомственная принадлежность следователей. А.К. Савельев, В. Коновалов, М.М. Шамсутдинов продемонстрировали различные терминологические подходы имеющие уточняющий характер. В основу классификации Ю.А. Матвейчева лег практический опыт органов предварительного расследования МВД Республики Беларусь. Ю.В. Якушева выделила две наиболее эффективные формы следственно-оперативных групп: по осмотру места происшествия; целевая следственно-оперативная группа. А.В. Плеханов с позиций практического опыта представил четыре вида следственно-оперативных групп: дежурная СОГ (при дежурной части); специализированная СОГ (постоянно действующая); целевая СОГ (временная); совместная СОГ (бригада). Рассмотрены также классификации О.В. Давыдова, с позиций доктринальных положений криминалистической систематики и особенности классификации Р.Ю. Улимаева. В качестве вывода, автор статьи предлагает включить в классификацию, основанную на социальных характеристиках следующие элементы. Исходя из характера взаимодействия СОГ подразделять на: первичную (обусловлена расследованием сложного конкретного преступления, либо необходимостью в связи с этим сбора соответствующей информации) и вторичную (обусловлено, включением в нее уголовных дел ранее расследованных первичной). По факту существования: номинальную (входящие в ее состав сотрудники правоохранительных органов, помимо участие в деятельности СОГ, выполняют свои прямые текущие служебные обязанности) и реальную (расследование сложных, объемных преступлений требующее привлечения сотрудников правоохранительных органов в качестве основного вида деятельности).
88-92 201
Аннотация
В статье предлагается перечень способов по установлению IP-адреса и сведений о нем в ходе расследования преступлений. Излагается сущность следующих способов по установления IP-адреса для получения сведений о нем: направление запроса в адрес компании-провайдера, осуществляющей услуги доступа к сети «Интернет» по определенному физическому адресу; направление запроса администрации сайта, на котором зарегистрирован интересующий следователя (дознавателя) пользователь в рамках расследования уголовного дела; проведение следственных действий с целью установления IP-адреса; направление поручения органу дознания об установлении IP-адреса конкретного соединения(й) по обстоятельствам совершенного преступления. Так как по IP-адресу возможно идентифицировать техническое устройство, посредством которого осуществлялся доступ в сеть «Интернет», а в последующем и физическое лицо, это обязывает следователя (дознавателя) устанавливать такого рода сведения для проверки о причастности лица к совершенному преступлению. Полученная информация поможет следователю (дознавателю) спланировать дальнейший ход расследования и проверить ранее выдвинутые версии и проверить вновь возникшие. Отмечается, что сведения, содержащиеся в ответе организации-провайдера, исходя из содержания ст. 74 УПК РФ могут быть отнесены к такой категории доказательств, как иные документы. Подчеркивается, что перечисленные способы установления IP-адреса и сведений о нем не являются исчерпывающими. Рассмотрены лишь наиболее часто встречающиеся способы. Решение об использовании того или иного способа принимается исходя из конкретной следственной ситуации и зависит от обстоятельств совершенного преступления и объема имеющейся информации по делу в целом. В ходе исследования применялись следующие методы: диалектический, анализ, дедукция, обобщение. Результаты исследования применимы сотрудниками подразделений следствия и дознания, специалистами в области криминалистики
93-98 175
Аннотация
Человеческая жизнь, рассматриваемая в ценностном аспекте, представляет собой состояние, оцениваемое обществом в целом и каждым человеком в отдельности как благо. С учетом этого право на жизнь каждого человека составляет существо гуманистических основ деятельности общественного организма. Именно поэтому государство должно защищать жизнь человека, гарантируя личности реализацию права на жизнь, посредством создания условий достойного и безопасного существования граждан. В статье проводится сравнение норм уголовных кодексов зарубежных стран в части доведения до самоубийства. Методологическую основу исследования составил сравнительный анализ зарубежного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за доведение до самоубийства. В работе применены также общенаучные и специальные методы исследования (аналогия, анализ, синтез, сравнительно-правовой метод). Целью работы является сравнительное исследование национального законодательства любого современного государства, которое позволяет проследить и выявить существующие особенности уголовно-правовой ответственности за какое-либо общественно опасное деяние и собственно за суицид и содействие в нем с учетом национальных традиций, религии, культуры и обычаев страны. В праве зарубежных стран под действие уголовного закона подпадает не только доведение лица до самоубийства или до покушения на него, как в российском праве, но и подстрекательство, помощь, содействие самоубийству. Действия, связанные с самоубийством или покушением на него, в том или ином виде криминализированы уголовным законодательством всех государств мира. В результате исследования предлагается предусмотреть уголовную ответственность за доведение до самоубийства, склонение к самоубийству и помощь в самоубийстве.

РАЗДЕЛ III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

99-103 169
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития лингвострановедческой компетенции на занятиях английским языком у учащихся старших классов на профильном (углубленном) уровне. В статье отражены требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся, освоившим программу среднего полного образования по предмету иностранный язык на профильном (углубленном) уровне согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Особое внимание автор статьи уделяет требованиям, предъявляемым к уровню развития лингвострановедческой компетенции. Автор указывает о необходимости учета лингвострановедческого материала при составлении учебных программ, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации. Автор статьи рассматривает понятие лингвострановедческой компетенции и ее составляющих, на его основе анализирует учебно-методические пособия, входящие в состав программ среднего (полного) образования по английскому языку для изучения на профильном (углубленном) уровне, предлагаемых Министерством образования и науки и входящих в список рекомендованных согласно Федеральному перечню учебников. Автором статьи представлены результаты анализа программного материала и приведены примеры заданий, текстов и лексического материала, предлагаемых авторами учебно-методических пособий, отражающие выбранное направление. Полученные результаты дают автору основания судить о достаточно тихо освещения вопроса развития практической составляющей лингвострановедческой компетенции и необходимости изменений условий ее развития путем применения дополнительных средств и технологий. Статья несёт практическую пользу в части обобщения программного лингвострановедческого материала, предназначенного для изучения на занятиях английским языком и построения на его основе обучения, нацеленного на развитие лингвострановедческой компетенции.
104-109 203
Аннотация
Цель настоящего сравнительного исследования - поиск эффективных механизмов совершенствования управления качеством образовательных программ в отечественном университете на основе изучения зарубежного опыта. В задачи исследование входит: 1) рассмотрение концептуальных подходов к управлению качеством профессионального образования; 2) изучение бенчмаркинга как методологического подхода к управлению качеством образования в университете; 3) выявление возможностей использования опыта университетов Австралии по применению бенчмаркинга в управлении качеством основных образовательных программ и рабочих програм дисциплин для отечественных университетов. Автор рассматривает управление качеством образовательных программ в триединстве системы,процесса и механизма. Проектирование и реализация основной образовательной программы/рабочей программы дисциплины - объект управления качеством на уровне кафедры. В подсистеме управления качеством основной образовательной программы/рабочей программы дисциплины реализуется полный функциональный цикл управления: планирование, организация, контроль, принятие управленческих решений. Механизмом управления качеством основной образовательной программы является аттестация программ на базе учрежденного перечня показателей как форма контроля за качеством профессионального образования.Бенчмаркинг как методология управления качеством представляет собой логическую схему действий, нацеленную на оценку, поиск и реализацию наилучшего опыта, ведущего к превосходству и повышению конкурентоспособности образовательной организации. В статье используется проблемно-ориентированный бенчмаркинг как метод сравнения. Из руководства по бенчмаркингу для университетов Австралииприведены показатели оценивания, применяемые на уровне основной образовательной программы и на уровне проектирования рабочих программ дисциплин. Итогом исследования являются рекомендации по управлению качеством основных образовательных программ для университетов России.
110-115 120
Аннотация
В статье дается теоретико-методологическое обоснование профессиональной ориентации старших школьников на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» с позиций компетентностьного подхода. В современной школе получила распространение схема построения профориентационной работы, в основу которой положены результаты психологического диагностирования, в результате чего определяют, какие профессии подходят обучающимся, а какие вовсе нет. Но в ситуациях выбора профессии, большее значение приобретает не отбор, а помощь человеку в нахождении личностного смысла в будущей деятельности и формирование готовности к осознанному выбору.К сожалению, диагностика показывает, что в образовательных учреждениях система профессиональной ориентации школьников, в частности на профессии в сфере «Безопасность жизнедеятельности» полностью отсутствует или слаборазвита. Целью работы является разработка методики профессиональной ориентации школьников на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности», направленной на формирование допрофессиональной компетентности при оптимизации форм и методов ориентационной работы для осознанного выбора профессии. В рамках проблемы исследовании, в соответствии с компетентностным подходом, была предложена структура допрофессиональной компетентности, включающая ориентационно-мотивационный, когнитивный, прогностический компоненты, позволяющая определить эффективность ориентационной работы на сферу «Безопасность жизнедеятельности». Результаты исследования могут найти отражение в практике ориентационной работы общеобразовательного учреждения и диагностики сформированности основ допрофессиональной компетентности при подготовке обучающихся в общеобразовательных учреждениях; при проведении элективных, факультативных, ориентационных курсов, а также в учебном процессе при изучении курса «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в вузах.
116-121 122
Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки научно-педагогических кадров к межкультурному взаимодействию в сфере образования и педагогических исследований, которое подразумевает совместное решение специалистами-представителями разных культур актуальных педагогических проблем в рамках опосредованных и непосредственных контактов в процессе их профессиональной деятельности. Целью и задачами данной работы является выявление и обоснование совокупности педагогических условий подготовки будущих педагогов-исследователей, создание некоторых рекомендаций по использованию конкретных способов и приемов подготовкик такого рода межкультурной деятельности. Теоретико-методологические положения культурологического подхода раскрывают понимание педагогики и образования как части национальной культуры,позволяют выявить парадигмальные различия в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях, определить культурно-специфические особенности в функционировании национальных образовательных систем в целом и образовательного процесса в частности, а методология структурно-функционального подхода к исследованию языковых явлений раскрывает языковые различия на уровне русской и иноязычных терминологических систем.К основным результатам исследования следует отнести выводы о том, что целенаправленная работа с выявленными различиями, должна быть организована через реализацию необходимой и достаточной совокупности педагогических условий, обеспечивающих системные изменения всего процесса подготовки студентов магистратуры к межкультурному взаимодействию: содержательные условия предполагают включение ряда элементов, отражающих культурную специфику отечественного и зарубежного образования, педагогических исследований; технологические условия связаны с отбором ряда технологий, методов и приемов межкультурного обучения, позволяющих формировать необходимые навыки и умения вне непосредственных межкультурных контактов; организационные условия рассматриваются как вовлечение молодых педагогов-исследователей в межкультурное взаимодействие в его опосредованных (работа с зарубежной научной литературой, периодикой, ведение переписки с коллегами, блога, заочное участие в международных конференциях и пр.) и непосредственных формах (участие в программах академического обмена, стажировках, мастер-классах, совместных исследовательских проектах). Автором даются рекомендации по реализации названных условий, приводятся примеры практических заданий и тренингов, возможных внеаудиторных мероприятий.
122-128 128
Аннотация
В статье представлено исследование влияния круговой тренировки по разработанной методике на развитие силовой выносливости у конькобежек 12-13 лет. Анализ научно-методической литературы показал, что работ по методике развития силовой выносливости у юных конькобежек 12-13 лет недостаточно. Нами было выдвинуто предположение, что применение круговой тренировки при сопряжённом развитии гибкости голеностопных суставах будет способствовать достижению более высокого уровня силовой подготовленности конькобежек 12-13 лет. Целью исследования являлась оценка эффективности средств и методов круговой тренировки, направленной на развитие силовой выносливости у конькобежек 12-13 лет. Исследование проводилось с детьми средней возрастной группы, в двух конькобежных школах, с апреля по начала июня, когда тренировки проходили на базе спортивных школ. Были сформированы 2 группы (экспериментальная и контрольная) по 10 человек каждая, с относительно одинаковым уровнем физической подготовленности. В экспериментальную группу была внедрена разработанная нами экспериментальная методика развития силовой выносливости посредством круговой тренировки. Также в экспериментальной группе по результатам итоговых стартов было зафиксировано, что разница между временем пробегания первого 400 метрового круга и второго лежит в пределах 3-х секунд, причем время второго круга превышает время пробегания первого круга. В ходе педагогического эксперимента нами было установлено, что разработанная методика эффективна, так как прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Для более целенаправленного и эффективного развития силовой выносливости необходимо использовать предлагаемое тренировочное воздействие, при сопряжённом развитии гибкости голеностопных суставах.
129-134 101
Аннотация
В статье представлены результаты анализа динамики перманентного состояния агрессивности юных спортсменов-игровиков в возрасте с 9 до 15 лет в процессе многолетней подготовки. Текущее состояние спортсменов-игровиков отличается ситуационностью, в основе которой заложен широкий диапазон внутри уровневой агрессивности, это позволилорассматривать перманентную агрессивность какустойчивую категорию и отличительное свойство личности игроков. Для определения уровня агрессивности у участников эксперимента использовалась проективная методика «Несуществующее животное». Стандартизация результатов осуществлялась на основе анализа данных, представленных в описательной форме. Это позволило определить ориентировочный перманентный уровень агрессивности каждого испытуемого и отнести его к соответствующему уровню агрессивности: повышенному, высокому, среднему, низкому.Выявлено однонаправленное движение показателей агрессивностиспортсменов-игровиковв сторону постепенного его повышения в детско-юношеском возрастном периоде.Игроки с повышенным уровнем агрессивности обладают большей адаптационной способностью к условиям спортивной деятельности, чем их оппоненты с низким уровнем. В периоде взросления юных спортсменов от девяти до пятнадцати лет определено постепенное и неуклонное снижение количества участников тренировочного и соревновательного процесса на уровнях пониженной агрессивности.В процессе многолетних наблюдений за обследуемой группой юных спортсменов выявлено, что из 34 участников с низким уровнем агрессивности в группе осталось только 13, что составляет 38,2% от их количества. Из 14 участников со средним уровнем агрессивности продолжали занятия 10, что составляет 71,4%. В группе с высоким уровнем агрессивности из 9 осталось 7 - 77.7%. Юные спортсмены с повышенным уровнем агрессивности продолжили занятия без потерь численного состава. Приведенная аргументация фактического материала позволяет рассматривать перманентное состояние агрессивности, коэффициент агрессивности в детско-юношеском возрастном периоде как один из важных критериев отбора детей для специализированных занятий избранным видом какой-либо конкретной спортивной игры.
135-140 110
Аннотация
Целью настоящей статьи является изучение методических аспектовприменения балльно-рейтинговой системы оценивания студентов-бакалавров (на примеренаправления «педагогическое образование»). При проведении исследования использовались следующие методы: метод описания, индукции, сравнения, анкетирование. На сегодняшний день балльно-рейтинговая система оценивания является одной из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система балльно-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценивания различных видов работы студентов и определения их рейтинга в конце изучения дисциплины. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов. Согласно данной системе успешность изучения отдельных дисциплин и активность студента оценивается суммой набранных баллов. В статье представлен опыт работы кафедры французского языка ОмГПУ по применению данной системы оценивания. Рассмотрены основные этапы организации системы (организационный, технический, исполнительский). Организационный этап является самым трудоемким, т.к. на данном этапе происходит разработка технологической карты дисциплины, в которой отражены виды учебной деятельности студентов. На втором этапе устанавливается количество баллов, которые может получить студент и готовая технологическая карта выставляется на образовательный портал ОмГПУ. На третьем этапе преподаватель применяет на практике технологическую карту с установленными в ней баллами.Результатом исследования является разработка основных этапов организации балльно-рейтинговой системы оценивания студентов-бакалавров, выявление проблем, которые возникают у студентов при работе в рамках этой системы ипредставление путей решения этих проблем.
141-145 104
Аннотация
Подготовка компетентных, творчески мыслящих ИТ-специалистов, умеющих слаженно взаимодействовать друг с другом в процессе решения профессиональных задач, является стратегически важной задачей, что отмечается на государственном уровне. В системе высшего образования назрела необходимость проведения существенной модернизации процесса обучения будущих специалистов сферы информационных технологий, способных обеспечить динамичное развитие российской экономики, которая все больше становится цифровой. Предметом исследования в данной статье является подготовка будущих ИТ-специалистов к профессиональной деятельности. Целью исследования является изучение возможностей работы в малых группах как системообразующей технологии в процессе подготовки будущих ИТ-специалистов. Задачами исследования являются: анализ видов профессиональной деятельности в сфере информационных технологий; анализ возможностей технологии работы в малых группах по формированию профессиональных компетенций будущих ИТ-специалистов. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что работа в малых группах в процессе обучения отвечает требованиям современной практики регламентированного проектирования, производства и эксплуатации программных продуктов и предполагает организацию слаженной совместной работы членов группы, объединенных в команду общей целью. Определены условия, выполнение которых необходимо для обеспечения результативной командной работы в группе. Акцентировано внимание на возможности организации распределенной работы с помощью Web-сервисов или облачных технологий, что актуально в ИТ-сфере. Совместная работа, интерактивные методы взаимодействия позволяют сделать процесс обучения интересным и познавательным как для студентов, так и для преподавателей, способствуют формированию творчески и критически мыслящих ИТ-специалистов, способных к решению поставленных организационно-управленческих, проектных, исследовательских профессиональных задач как в индивидуальном режиме, так и в условиях командной работы. Формируемые при этом профессиональные компетенции являются ключевыми для ИТ-специалиста. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки методики обучения будущих специалистов в сфере информационных технологий.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)