№ 3 (2018)
РАЗДЕЛ I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
8-16 114
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции развития регионального санаторно-курортного комплекса. Исследованы причины, влияющие на формирование и развитие ситуации на рынке санаторно-курортных услуг региона. Авторами исследованы и проанализированы факторы, оказывающие решающее воздействие на результативность работы санаторно-курортного комплекса региона, такие как: изменение доходов санаторно-курортных организаций, входящих в курортный фонд Челябинской области; изменение доходов санаторно-курортных организаций, дополнительно формирующих санаторно-курортный фонд Челябинской области; изменение валового дохода санаторно-курортных организаций, составляющих санаторно-курортный фонд Челябинской области по различным группам; изменение показателей состояния санаторно-курортного комплекса Челябинской области; оценка организационного состояния санаторно-курортных организаций, составляющих курортный фонд Челябинской области; изменение валового дохода санаторно-курортных организаций, составляющих санаторно-курортный фонд регионов, граничащих с Челябинской областью (Республика Башкортостан, Свердловская область, Курганская область, Оренбургская область). Целью работы является сравнительный анализ социально-экономического развития регионального санаторно-курортного комплекса с учетом приведенных факторов. Результатом исследовательской работы является определение путей и совершенствование направлений развития санаторно-курортного комплекса в регионе. Авторами статьи предложен уникальный подход к планированию деятельности санаторно-курортной организации при выборе путей развития в контексте регионального развития санаторно-курортной отрасли региона. так как на сегодняшний день состояние санаторно-курортного лечения и оздоровления населения в регионе характеризуется рядом отрицательных тенденций, таких как: сокращение государственного заказа на санаторно-курортное лечение; отсутствие координации и ведомственной вертикали в управлении санаторно-курортными комплексами; нарушение преемственности в кадровой политике. В этой связи, имеющийся санаторно-курортный потенциал предприятий растрачивается не эффективно, кроме того, уже существующие отрасли экономики: туризм и медицина имеют свои особенности и специфику деятельности хоть и близкую к курортному делу, но достаточно отличную, чтобы принять санаторно-курортную организацию как свою, без потери идентичности. Каждый путь развития конкретного санаторно-курортного комплекса обладает своим набором рисков, и правильная их оценка позволит эффективно распорядиться своими и привлеченными ресурсами для достижения определенного уровня развития субъекта санаторно-курортного хозяйствования, позволяющего внести не только вклад в социально-экономический потенциал общества, но и в собственное развитие.
17-25 220
Аннотация
Статья посвящена организации событийных туров спортивной направленности. Выявлено, что событийный туризм с каждым годом приобретает все большую популярность. Под событийным туризмом понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран. Проведен анализ спортивно-событийных мероприятий за рубежом и в России, который показал, что горные фестивали за рубежом проводятся комплексно: по разным горным видам активности в сочетании с познавательными элементами. В Росси и странах СНГ - это в основном крупные спортивные соревнования по одному виду. Анализ событийных мероприятий на территории Омской области в 2018 году выявил, что 288 событий прошло на региональном уровне, 56 - на всероссийском и 27 - на международном. Для выявления особенностей организации туров спортивной направленности, в 2016 году нами было проведено анкетирование потенциальных потребителей спортивно-событийных туров (любители футбола и любители единоборств). Установлено, что существуют потребители, которые кроме посещения спортивно-событийных мероприятий, хотели бы посетить тренировки по любимому виду спорта, участвовать в мастер-классах, общаться с известными спортсменами. Представлены этапы разработки событийного тура и их компоненты. По результатам исследования разработана структурно-функциональная модель процесса создания событийного тура спортивной направленности. Структурно-функциональная модель процесса создания событийного тура, спортивной направленности, включает в себя 6 блоков: блок целепологания, аналитический блок, конструктивный блок, реализация спортивно-событийного тура, критериально-оценочный блок, результативный блок.
26-32 174
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению такого социально-экономического феномена, как коррупция. Негативные последствия коррупциогенной практики носят комплексный характер - от падения авторитета государства в глазах граждан, до сдерживания темпов экономического развития. Цель статьи - проведение анализа институциональной составляющей коррупционного механизма. Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи, связанные с рассмотрением особенностей формальных и неформальных норм в отечественной практике, существование которых генерирует коррупционные механизмы, а также анализ инициатив, связанных с осуществлением антикоррупционной политики, источником которых является государство. К числу формальных источников, порождающих коррупцию, автор относит чрезмерное вмешательство государства в экономическую сферу и его стремление максимально формализовать контроль за предпринимательской деятельностью, неформальные источники связаны с историческими корнями, породившими особую ментальность в сфере взаимоотношений общества с аппаратом управления. В статье приведены данные Индекса восприятия коррупции, отражающие положение России относительно других стран, а также материалы социологических опросов, характеризующих коррупционную проблему через восприятие населения. Значительное место уделено анализу программных документов, выработанных властью в целях снижения уровня коррупции, получившие название Национальных планов противодействия коррупции, охватывающих двухлетние периоды. На основе проведенного анализа автор предлагает осуществление работы по трансформации системы неформальных институтов (общественного сознания), через различные механизмы, продуцируемые в системе образования, СМИ, учреждениях культуры, вовлечение граждан в работу общественных организаций. Выбор такой траектории позволит осуществить работу в стратегическом направлении, формируя устойчивую позицию неприятия коррупционного поведения.
33-40 1151
Аннотация
В последние годы удаленная работа в России набирает популярность и среди работодателей, и среди сотрудников. Все чаще на специализированных сайтах по поиску работы появляются вакансии и резюме, связанные с такой формой труда, как удаленная работа. Но тем не менее многие не понимают до конца, что же это такое, и как правильно использовать возможности удаленной работы для развития компании. Целью данной работы является анализ эволюции научной концепции и практики удаленной работы в России и за рубежом. Автором была рассмотрена история возникновения такого явления как удаленная работа за рубежом и в России, выделены этапы развития практики удаленной работы в России и за рубежом, проанализировано понятие удаленной работы, определены разновидности удаленной работы, рассмотрены основные отличия удаленной работы от традиционной работы в офисе. Были рассмотрены преимущества и недостатки удаленной работы для работодателей и для сотрудников, приведены перспективы развития удаленной работы в России. Были рассмотрены профессии, которые в последнее время все чаще становятся популярными для перехода на удаленную работу, а также рассмотрен экономический эффект от перехода части сотрудников от традиционных рабочих мест в офисе на удаленные места. Результаты исследования носят теоретический характер и могут быть использованы при организации удаленных рабочих мест в организациях. Рассмотрение перспектив развития удаленной работы в России показывает, что интерес к удаленной работе среди компаний и сотрудников растет, а значит, стоит ожидать роста числа удаленных рабочих мест в различных организациях.
41-48 149
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы формирования и использования кадрового потенциала региона. Цель работы состояла в анализе кадрового потенциала Омской области, выявлении проблем его формирования, формулирование рекомендаций по повышению эффективности его использования. Предметом исследования явились тенденции, проблемы формирования и использования кадрового потенциала региона. Основу методологического подхода к решению проблем формирования и использования кадрового потенциала региона составили системное комплексное изучение, выявление и обобщение факторов, влияющих на кадровый потенциал региона. В статье дана качественная и количественная оценка естественного и механического движения населения региона, проанализирована структура занятости и исследована потребность работодателей в кадрах. Проанализирован рынок труда региона, рассматриваемый нами в качестве индикатора проблем, возникающих при использовании кадрового потенциала региона. Обоснованы направления и сформулированы рекомендации по повышению эффективности использования кадрового потенциала региона. В качестве первоочередных мер, направленных на эффективное использование кадрового потенциала предлагаются: совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений; обеспечение связи между получением образования и дальнейшим трудоустройством по специальности; развитие трудовой мобильности, включая использование систем непрерывного профессионального образования, переобучения, планирования и развития карьеры; использование принципов государственно-частного партнерства при взаимодействии работодателей и организаций профессионального образования в вопросах подготовки кадров; создание единого информационного портала по вопросам развития кадрового потенциала Омской области, в том числе включающего информацию о перспективных направлениях социально-экономического развития региона, видах трудовой деятельности, которые востребованы на рынке труда, качестве образовательных услуг, вакансиях на трудоустройство и возможностях карьерного роста.
ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ
49-53 614
Аннотация
В условиях объявленного Правительством РФ курса на цифровизацию российской экономики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с процессом перехода ФТС России к электронной таможне. В данной статье проанализирована деятельность специализированных таможенных постов - центров электронного декларирования как основного элемента электронной таможни. Целью работы является совершенствование деятельности центров электронного декларирования в условиях перехода к электронной таможне. В работе использованы методы статистического анализа данных, системного анализа, исторический. Анализ данных статистики таможенного декларирования позволил автору прийти к выводу об успешности проводимого ФТС России эксперимента по концентрации декларационного массива в центрах электронного декларирования и разделению компетенций между ними и таможенными постами фактического контроля. Автором также выявлены основные проблемы деятельности центров электронного декларирования на современном этапе, разработаны рекомендации по их решению. Практическое внедрение предложенных мер будет способствовать исключению личного присутствия декларанта в месте декларирования, ускорению совершения таможенных операций, упрощению таможенного контроля при сохранении его эффективности, снижению коррупционных рисков, что в целом повысит эффективность использования потенциала таможенных органов и сделает таможенный сервис более качественным. Полученные результаты могут быть применены в практической деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автор пришел к выводу, что создание электронной таможни - новый качественный шаг на пути развития ФТС России, который будет способствовать развитию и облегчению мировой торговли за счет существенного сокращения времени совершения таможенных операций и минимизации расходов бизнеса.
54-58 133
Аннотация
На основании действующих нормативных документов представлена современная трактовка «экономической безопасности». Сформулированы основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Выделены вызовы и угрозы, имеющие значительное влияние на уровень жизни населения. Систематизированы основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Выделены основные задачи по реализации направления, связанного с повышением уровня жизни населения. Систематизированы основные задачи по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала. Выделены показатели состояния экономической безопасности, имеющие непосредственное отношение к качеству жизни населения. Показана связь экономической безопасности страны с уровнем жизни населения. Доказано уменьшение реально располагаемых доходов населения на фоне снижения инфляции и роста социальных выплат. Представлена авторская позиция о причинах снижения уровня реально располагаемых доходов населения. Исследованы взаимосвязи таких показателей уровня жизни населения, как реально располагаемые денежные доходы, уровень инфляции, заработная плата, социальные выплаты. Представлена авторская позиция по вопросу соотношения политических решений на уровне государства и трансформации структуры заработной платы. Определено влияние на реально располагаемые доходы населения таких обязательных расходов, как налоги, коммунальные платежи и выплаты процентов по кредитам.Целью исследования является выявление взаимосвязи между качеством жизни населения и состоянием экономической безопасности России. Задачами исследования выступают: анализ современного нормативного трактования понятия экономической безопасности в Российской Федерации; систематизация показателей качества жизни населения с точки зрения экономической безопасности; определение влияния увеличения социальных выплат и реально располагаемых доходов населения. Методы исследования: содержательный анализ основных нормативных документов в области экономической безопасности; анализ статистических данных качества жизни населения; системный анализ взаимосвязи показателей экономической безопасности и показателей качества жизни населения. Результаты исследования: доказана достаточно жесткая взаимосвязь между состоянием качества жизни населения и уровнем экономической безопасности; выявлены причины снижения качества жизни населения на фоне увеличения социальных выплат. Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, вызовы, показатели, социальные выплаты, уровень жизни, располагаемый доход, инфляция.
59-64 118
Аннотация
В статье рассмотрено социальное предпринимательство, как способ решения проблем, возникающих у социально незащищенных групп. Такие проблемы носят различный характер - это и затруднение или невозможность трудоустройства, отсутствие материальных средств для нормальной жизнедеятельности и т.д. Актуальность исследования связана с тем, что тема социального предпринимательства в России является новой и имеет большой потенциал в сфере научных исследований. За рубежом социальный бизнес является развитым сегментом экономики, получающим значительную поддержку со стороны правительств этих стран, дающим большой социальный эффект и при этом являются прибыльными предприятиями. В России все это находится на стадии становления. Целью работы является изучение социального предпринимательства, как особого вида деятельности, являющейся совокупностью бизнеса и благотворительности. В ходе исследования авторами была проанализированатрактовка определения «социальное предпринимательство» из различных источников и в результате выведены признаки, согласно которым можно отнести бизнес к социальноориентированному. Авторы предположили, что одним из важнейших признаков является инновационность, так как социальное предпринимательство основывается на творческом подходе к решению проблем, связанных с социально уязвимыми группами. В ходе исследования определена разница между социальным предпринимательством и благотворительностью, показано в чем основное отличие этих двух видов деятельности. Выявлено, что большое значение для роста социального предпринимательства имеет инновационная активность предпринимателей, как лиц наиболее заинтересованных в развитии своей бизнес-идеи. Авторы статьи обозначили факторы, препятствующие росту инновационной активности, привели примеры.
65-72 101
Аннотация
В условиях миллионного города возникает естественная необходимость в качественных, безопасных, своевременных перевозках, позволяющих экономить используемые ресурсы: материальные, временные и пр. В рамках этого вопроса особое значение необходимо уделить пассажирским перевозкам, которые наряду с экономией ресурсов (экономическая функция) выполняют еще одну важнейшую функцию - социальную, которая заключается в формировании высокого уровня качества жизни населения. В статье рассматривается ситуация, сложившаяся на рынке пассажирских перевозок в Омской области. Пассажирские автотранспортные перевозки относятся к сфере оказания услуг, поэтому кадровое обеспечение предприятий транспорта является основополагающим фактором эффективности их деятельности. В настоящее время на автотранспортных предприятиях Омской области наблюдается острый дефицит высококвалифицированных работников и рабочих основных профессий, в результате чего складывается нестабильная финансовая ситуация на предприятиях, а также ухудшается качество оказываемых услуг. В статье рассматривается степень сокращения кадрового обеспечения предприятий транспорта Омской области на основании данных Федеральной службы государственной статистики, выделяются основные профессиональные группы работников. В статье дается оценка влияния численности работников на экономические результаты деятельности предприятия и показана зависимость между этими экономическими категориями. Авторы приходят к выводу, что для улучшения экономической ситуации в автотранспортных предприятиях Омской области необходимо полностью пересмотреть сложившуюся систему управления персоналом, поскольку на данном этапе она является устаревшей и не отвечает современным требованиям. Авторами рассмотрены основные принципы управления персоналом на автотранспортном предприятии как способ снижения выбытия работников и поддержания стабильности персонала.
03.09.2018 Г.
73-78 118
Аннотация
Зационной культуры университета. Целью работы является исследование ценностного управления (аксиологического управления), принципы которого в наибольшей степени соответствуют потребностям развития современного университета, формирование единой системы ценностей университета (ценностного ядра) и анализ точек соприкосновения ценностного ядра и личных ценностных ориентаций персонала. В качестве основных задач исследования были выделены: определение особенностей ценностного управления в образовательных организациях высшего образования, анализ организационных процессов управления по ценностям и выявление потенциала развития университета за счет применения инструментов ценностного управления. Ценности образовательной организации являются стержнем организационной культуры, на основании которых формируются правила и нормы, регулирующие поведение сотрудников и обучающихся в университете. Ценностные ориентации основываются на сформировавшихся потребностях личности, ее склонностях и влечениях, выполняя главную функцию в процессе принятия значительного большинства решений. Было определено, что ценностное ядро организационной культуры университета выполняет охранную и интегрирующую функции, регулирует поведение сотрудников и обучающихся. Было обосновано, что проблемы ценностных ориентаций научно-педагогических сотрудников и обучающихся являются важнейшим актором развития организационной культуры. Ожидаемым результатом использования ценностного управления является формирование сплоченного коллектива сотрудников и студентов, объединенных общими целями и ценностями, ориентированных на проявление активности и инициативности. Проведение качественной оценки основано на методах наблюдения и анкетном опросе. Теоретической и методологической основой исследования явились положения и категориальный аппарат теории ценностного управления, ключевые идеи и концепции в области организации и управления образовательными организациями высшего образования. В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования: системный, комплексный и ценностный подходы, метод научного абстрагирования и структурно-функциональный анализ, статистические методы обработки информации и критического анализа. Авторы пришли к выводу, что ценностное управление является своего рода философией управленческой деятельности, позволяющее создать единое смысловое поле и повысить эффективность управления университетом. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается его теоретической проработанностью и методологической обоснованностью, логикой постановки исследовательских задач и последовательностью их решения, подбором статистического материала, а также положительными результатами апробации результатов работы. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение для рационализации управления организационной культурой, достижения целевых показателей результативности и развития концепции ценностно-ориентированного менеджмента в высших учебных заведениях.
РАЗДЕЛ II ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
79-84 170
Аннотация
В статье рассматриваются исторические периоды государственного развития в области установления норм, предусматривающих ответственность за незаконное пресечение государственной границы России, а также за организацию незаконной миграции. Целью данной статьи является формирование порядоченного представления о явлении организации незаконной миграции, ее законодательное регулирование через призму норм как до советского, советского, так и современного уголовного законодательства периодов развития Российского государства. К используемым методам относятся формально-логический, исторический, системно-структурный методы исследования. Кроме того, автором применялись методы индукции, дедукции, анализа и синтеза. Как результат - упорядоченное представление о развитии норм, предусматривающих уголовную ответственность за организацию незаконной миграции на всех исторических периодов развития Российского государства. Полученные результаты могут быть применены при совершенствовании регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции по действующему российскому уголовному законодательству. К выводом, к которым пришел автор, следует отнести то, что основными тенденциями развития ответственности за рассматриваемое посягательство в истории отечественного уголовного законодательства являются постепенное выделение деяний, направленных на организацию незаконной миграции в самостоятельный состав преступления, а также переход ответственности за данное посягательство от группы преступлений против государственной власти к категории общественной опасных деяний, причиняющих вред порядку управления. Важно отметить и тот факт, что анализ истории развития уголовного законодательства в сфере регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, показывает, что одной из его тенденций является постепенное выделение данного деяния в самостоятельное преступление наряду со следующими общественно опасными деяниями: пересечение государственной границы, нарушение правил пребывания в стране, незаконный въезд на территорию страны.
85-91 315
Аннотация
Статья посвящена анализу современного правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России; анализу основных направлений такой деятельности и особенностей функционирования комиссий в современных условиях. Также в статье подвергнуты критическому анализу мнения отдельных современных авторов относительно упразднения такого органа системы профилактики как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Автор анализирует нормы советских и российских нормативных правовых актов, определявших ранее и регулирующих сегодня деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также характеризует основные направлений деятельности указанного органа с целью определения дальнейших перспектив деятельности комиссий как координирующего органа в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России, а также территориальных комиссий как органа, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями. Методологическую основу исследования составляют такие способы и приемы научного познания как: диалектико-материалистический, анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-правовой, при помощи которых автору удалось проанализировать особенности правового положения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и охарактеризовать ряд распространенных точек зрения на деятельность указанного органа в нашем государстве. В ходе исследования были выявлены проблемы современного правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их правового положения, а также полярные точки зрения ученых, практикующих юристов, общественных деятелей о целесообразности существовании комиссий в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современной России. Результатом проведенного исследования явился аргументированный вывод автора о целесообразности существования и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также об освобождении данного органа от административно-юрисдикционного направлениядеятельности.
92-96 105
Аннотация
Статья посвящена анализу идеи солидарности в политико-правовом учении выдающегося российского либерального правоведа начала XX века - Сергея Андреевича Котляревского. В частности, раскрывается идея солидарности и ее влияние на власть и право, а также анализируется взгляд ученого на теорию происхождения государства, сущность политической власти и идею правового самоограничения государственной власти. Цель работы - проанализировав политико-правовую доктрину С.А. Котляревского, раскрыть сущность идеи солидарности, проанализировать ее влияние на развитие и функционирование права и правового самоограничения государственной власти. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. При подготовке работы применялись общелогические методы, такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Также применялись частнонаучные методы: хронологический, проблемный, историко-сравнительный, системно-структурный, формально-юридический и метод сравнительного правоведения. Исследование политико-правовой концепции С.А. Котляревского показывает, что во взглядах на происхождение государства, отечественный правовед придерживался теории насилия, разработанной Л. Гумпловичем. Государство является носителем и выразителем политической власти. В целях поддержания стабильности, государство должно действовать в интересах социальной солидарности. Во взглядах на право, С.А. Котляревский был приверженцем концепции возрожденного естественного права. Право возникло независимо от государства и имело продолжительную догосударственную историю. С момента возникновения государства, право претерпевает существенные изменения. Утверждение государственной власти требует совершенно новых норм. В качестве основной задачи своего учения, мыслитель видел поиск такой организации политической власти в государстве, при которой личность, повинуясь государству, повиновалась бы своей воле. Автор статьи приходит к выводу о том, что государство, в целях поддержания стабильности, вынуждено прибегнуть к водворению социальной солидарности, предполагающей удовлетворение интересов личности путем утверждения ее прав и свобод. Установление такой организации политической власти, при которой личность, повинуясь государству, повиновалась бы своей воле, можно достигнуть исключительно путем реализации принципа солидарности власти и народа, который не рассматривает свободу и зависимость индивида в качестве противоположных категорий.
РАЗДЕЛ III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
97-101 107
Аннотация
Статья посвящена презентации опыта работы виртуального методического объединения педагогического вуза и школы в вопросах организации эффективной педагогической практики студентов в школе. Целью статьи является постановка проблемы организации качественной практикоориентированной подготовки студентов педагогического вуза. Такая подготовка не может быть сегодня представлена без вовлечения в процесс ее реализации педагогов и администрации школы, куда студент распределяется на педагогическую практику. Кроме того в организации эффективной педагогической практики заинтересованы и администрация, и педагоги школ. Ведь решение проблемы подготовки педагогических кадров - это общая задача, которая может быть решена в тесной связке вуза и школы, совместной работе преподавателей педагогического университета и педагогов школы. Такое взаимодействие имеет смысл и видится эффективным только в случае, если позиции вуза и школы совпадают, если педагоги школы вовлечены в образовательный процесс вуза, имеют представление о целях каждого вида практики студентов, знакомы с содержанием практики, понимают и видят студента педагогического вуза в среде школы, готовы оказывать поддержку и реализовывать эффективное сопровождение в течение практики в школе. Решением поставленной проблемы является подготовка учителей и администрации школ к организации эффективного педагогического сопровождения студентов в школе в период прохождения практики. Эта подготовка не представляется возможной очно. В статье описан подход к организации такого взаимодействия он-лайн, в рамках организации виртуального методического объединения. Это объединение позволяет решить актуальные проблемы, возникающие в профессиональной деятельности как школьных педагогов, так и преподавателей вузов, предоставляет возможность он-лайн консультирования по возникающим профессиональным проблемам.
102-107 97
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос о приоритетных задачах Российской Федерации в сфере воспитания детей, которым является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Рассмотрено, что воспитание - важнейшая функция общественной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу детского сада, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и всего уклада жизни общества, господствующих в нем идей. Поэтому актуально то, что вместе с развитием общества должен развиваться и процесс воспитания как общественное явление. В рамках новой парадигмы развития направлений обучения и воспитания решить задачу нравственного воспитания можно основываясь на личностно - ориентированном подходе, когда личность, которая является носителем интеллектуального ресурса, способного к творческой деятельности, становится на первый план. В таких условиях общение - это командная работа, кооперация и сотрудничество, а так же рассуждения, диалог, наличие у воспитанников собственных предложений, ассоциаций, несогласий. С этой позиции, педагогу необходимо применять инновационные методические приемы обучения и воспитания, которые развивают у дошкольников необходимости работы в команде, ориентируясь на общий результат, ответственность за деятельность друг друга в команде, взаимопомощи, одобрения результатов коллективного труда. Ключевая установка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. То есть, его главное назначение и значимость - позитивная социализация дошкольников. Автор пришел к выводу, что создание волонтерского движения детей и родителей в дошкольной образовательной организации как социального института, который должен готовить к жизни, развивать высоконравственную личность, разделяющую российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей в настоящее время. Жизнь - это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств.
108-113 102
Аннотация
В статье акцент сделан на выявлении факторов ненормального развития и поведения. В большей степени исследовалось поведенческое отклонение от нормы детей и подростков. Анализируются внешние (социальные и педагогические) и внутренние (биологические и психологические) факторы ненормального. В статье уточняется понимание понятия «фактор», который согласно точке зрения И.С.Морозовой в зависимости от аспекта рассмотрения может выступать и как движущая сила, и как причина, и как условие возникновения того или иного феномена. В контексте данного исследования под фактором понимаются причины, порождающие ненормальное поведение или развитие. Не смотря на то, что в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее, можно определить некоторые общие тенденции в формировании ненормального поведения и развития. В одних теориях сконцентрировано внимание, в основном, на роли воспитания в возникновении и развитии ненормальных форм поведения, в то время как в других - на индивидуальных особенностях человека. Анализируя этот вопрос, следует отметить, что эта закономерность прослеживается как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что ненормальное развитие и поведение имеет многофакторную обусловленность, в которой социальный, педагогический, биологический и психологический факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего периода формирования противоречащего общепринятым нормам. Так, биологический фактор действует на уровне психобиологических предпосылок, которые затрудняют адаптацию человека. Психологический фактор проявляется в избирательном отношении индивида к нормам, ценностям, формам активности, что теснейшим образом связано с особенностями саморегуляции. Важно, в каких социальных, политических и экономических условиях живет человек (социальный фактор) и кто и как его воспитывает (педагогический фактор). Эти факторы в своем тесном переплетении взаимообусловливают или дополняют формирование ненормальной личности.
114-118 116
Аннотация
В условиях социально-экономической глобализации подготовка студентов любого направления подготовки должна быть ориентирована на формирование у них межкультурной компетентности в сфере профессионального общения. Межкультурный аспект присутствует в настоящее время практически во всех сферах профессиональной деятельности. Межкультурное образование и воспитание призвано способствовать повышению общей культуры выпускников вузов, их конкурентоспособности на международном рынке труда, развитию у них способности решать профессиональные и коммуникативные задачи в сфере межкультурного взаимодействия. В данной статье рассмотрено применение тренинговых технологий в процессе формирования межкультурной компетенции у студентов неязыкового вуза. Как метод учебных занятий тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков в той или иной сфере человеческой деятельности. Тренинг имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. В последнее время именно тренинги становятся основным способом подготовки к межкультурному взаимодействию.Межкультурный тренинг отличается от всех других видов тренинга именно наличием межкультурного компонента и считается самым эффективным методом формирования межкультурной коммуникативной компетентности.В статье рассматриваются следующие методы, которые относятся к наиболее распространенным для применения в вузах: метода анализа единичных случаев, анализ критических инцидентов, метод культурного ассимилятора. Автором обоснована необходимость интегративного подхода, который предполагает формирование межкультурной коммуникативной компетентности в рамках всех изучаемых курсов в неязыковом вузе, интеграция имеет место на междисциплинарном, организационном, межличностном и международном уровнях. Подчеркивается, что реализация интегративного подхода на практике является сложной , т.к. предполагает интеграцию усилий всего преподавательского состава.
119-124 108
Аннотация
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект 18-413-550001 Предметом изучения в статье является рассмотрение особенностей современного общества, которое характеризуют как «новая антропологическая реальность» и специфика деятельности в новом пространстве региональных научно-педагогических школ. Целью статьи является определение методики описания, изучения такого неоднозначного феномена как «региональная научно-педагогическая школа». На основе анализа исследовательских подходов, выделяются наиболее характерные признаки нового общественного устройства, и делается вывод, что деятельность научных школ в современных условиях может минимизировать отдельные его недостатки и отвечать таким ее ведущим признакам как значимость и развитость коммуникаций и интеграции. В работе обоснован вывод о том, что новая антропологическая реальность определяет компетенции будущего: умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность, компетенция управления людьми, навыки координации, взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры, когнитивная гибкость, большинство из которых могут быть развиты у студентов вуза за счет их включения в деятельность региональных научно-педагогических школ. Таким образом, это позволит реализовать образовательную и социокультурные функции данных объединений. Проведенный в работе сравнительный анализ философских, психологических и педагогических концепций, содержащих различные классификации научной школы, определены ее основные признаки, критерии. Главным результатом статьи стало обоснование тезиса о том, что региональная научно-педагогическая школа может рассматриваться в контексте положений теории местного сообщества. В работе обоснована возможная логика изучения региональных научно-педагогических школ. Сделан вывод, что в условиях новой антропологической реальности региональная научно-педагогическая школа, может придать инновационность образовательному пространству региона.
ISSN 2225-8264 (Print)