ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Аннотация
В условиях социально-экономической глобализации подготовка студентов любого направления подготовки должна быть ориентирована на формирование у них межкультурной компетентности в сфере профессионального общения. Межкультурный аспект присутствует в настоящее время практически во всех сферах профессиональной деятельности. Межкультурное образование и воспитание призвано способствовать повышению общей культуры выпускников вузов, их конкурентоспособности на международном рынке труда, развитию у них способности решать профессиональные и коммуникативные задачи в сфере межкультурного взаимодействия. В данной статье рассмотрено применение тренинговых технологий в процессе формирования межкультурной компетенции у студентов неязыкового вуза. Как метод учебных занятий тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков в той или иной сфере человеческой деятельности. Тренинг имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. В последнее время именно тренинги становятся основным способом подготовки к межкультурному взаимодействию.Межкультурный тренинг отличается от всех других видов тренинга именно наличием межкультурного компонента и считается самым эффективным методом формирования межкультурной коммуникативной компетентности.В статье рассматриваются следующие методы, которые относятся к наиболее распространенным для применения в вузах: метода анализа единичных случаев, анализ критических инцидентов, метод культурного ассимилятора. Автором обоснована необходимость интегративного подхода, который предполагает формирование межкультурной коммуникативной компетентности в рамках всех изучаемых курсов в неязыковом вузе, интеграция имеет место на междисциплинарном, организационном, межличностном и международном уровнях. Подчеркивается, что реализация интегративного подхода на практике является сложной , т.к. предполагает интеграцию усилий всего преподавательского состава.
Об авторе
О. В. Фрик
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (
Россия
Список литературы
1. Аширбагина Н.Л., Фрик О.В. Цели и задачи формирования межкультурной коммуникативной компетентности у студентов - менеджеров [Текст] // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2015. - № 4 (16). - С. 126-129.
2. Иванова Л.В. Агранат Ю.В. Педагогические условия формирования поликультурной личности студентов в контексте обучения иностранному языку в вузе [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (часть 1). - С. - 82-84.
3. Albert R.D. The intercultural sensitizer or culture assimilator: A cognitive approach // Handbook of intercultural training. N.Y., 1983. Vol. 48. - P. 139-154.
4. Cushner K., Brislin R.W. Intercultural interactions: A practical guide (2 end ed). Beverly Hills, CA: Sage 1996.
5. McCaffery, J.A., Independent Effectiveness and Unintended Outcomes of Cross-Cultural Orientation and Training. In: Paige, R.M.(ed.), Education for the Intercultural Experience. Maine 1993 (2. Auflage), p. 219-240.
6. Triandis H.Intercultural Education and Training / Peter Funke (Ed.) // Understanding theUSA. A Cross-Cultural Perspective. - Tübingen, 1989.
Для цитирования:
Фрик О.В.
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018;(3):114-118.
For citation:
Frik O.V.
APPLICATION OF TRAINING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING INTER-CULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN STUDENTS OF THE NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(3):114-118.
(In Russ.)
Просмотров:
112