КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-757
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью формирования личностных результатов обучающихся, указанных в Федеральной образовательной программе основного общего образования. В качестве средства для формирования личностных результатов выбраны контекстные задачи. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «контекстная задача», выделены требования к контекстным задачам, направленным на формирование личностных результатов обучающихся в процессе обучения математике и принципы, которые должны быть положены в основу разработки таких задач (актуальности, доступности, индивидуальности), приведены примеры контекстных задач по математике, имеющие воспитательный характер с указанием направления формирования личностных результатов согласно федеральной образовательной программе основного общего образования (формирование культуры здоровья, трудовое и экологическое воспитание, формирование нравственных ценностей и т.д.). Выделены этапы организации обучения математике с использованием контекстных задач с целью формирования личностных результатов обучающихся (проектировочный, деятельностный и рефлексивно-оценочный), предложены различные способы разработки контекстных задач (составление задач учителем и учащимися в ходе проектной деятельности), схема работы с контекстной задачей на уроке математики и варианты организации рефлексии урока, в ходе которого решались контекстные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучающихся.
Об авторе
М. В. ДербушРоссия
Дербуш Марина Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике
г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). URL: https://edu.sbor.ru/sites/default/files/FZ273_23.pdf (дата обращения: 12.04.2024).
2. Федеральная образовательная программа основного общего образования. М., 2023. 5683 с. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/2f4f03af11bc3f6e1582ee77883a8cad.pdf (дата обращения: 12.04.2024).
3. Ахметов М. А. Секреты контекстной задачи // Школьные технологии. 2017. №1. С. 78–82.
4. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос. 1999. 272 с.
5. Данильчук В. И. Гуманитаризация физического образования в школе (Личностно-гуманитарная парадигма): монография. Волгоград: Перемена. 1996. 184 с.
6. Решетникова С. Л. Применение контекстных задач в качестве инструмента формирования и развития математического моделирования в курсе математики 5-6 классов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3-1. С. 284–290. DOI 10.34670/AR.2022.55.87.087.
7. Кожабаев К. Г., Габдуллин Р. С. Воспитательно-развивающее обучение на основе контекстных задач // Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 100-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы БССР А. А. Столяра): материалы Международной научной конференции, Могилев, 20-21 февраля 2019 года. Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. С. 318–321.
8. Далингер В. А. Контекстные задачи как средство реализации прикладной направленности школьного курса математики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 10–1. С. 112–113.
Рецензия
Для цитирования:
Дербуш М.В. КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ). Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(2):15-20. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-757
For citation:
Derbush M.V. CONTEXTUAL TASKS AS A MEANS OF SHAPING STUDENTS’ PERSONAL RESULTS WHEN TEACHING MATHEMATICS (LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION). Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(2):15-20. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-757