ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-37-42
Аннотация
В статье рассматривается методика преподавания с применением активных методов обучения. Предварительно автором проведен обзор новейших публикаций по данной теме. Целью работы является проведение анализа применения конкретных активных методов обучения при реализации образовательного процесса в рамках курса «История России». Актуальность этого вопроса связана с возрастающей значимостью проблемы формирования у студентов общегражданской идентичности. Обращается внимание на то, что для решения этой проблемы с текущего учебного года существенно увеличен объем часов на преподавание курса, а, значит, и объем контактной работы. Автором описана практика использования им активных форм на всех этапах образовательного процесса. В числе прочих, в статье приводятся особенности использования преподавателем следующих форм. На лекционном занятии это диалог с элементами поисково-эвристической деятельности. На практическом занятии автором применяются различные виды тестирования, задания, связанные со сравнительным анализом и использованием индуктивного метода, задания-реконструкции. В рамках внеаудиторной работы преподавателем предлагается студентам подготовка письменных работ — эссе, рефератов с элементами исследования и последующей их защитой на практических занятиях. Для решения задачи взаимосвязи курса с направлением профессиональной подготовки автор разработал соответствующую тематику этих работ. В статье приводятся примеры применения преподавателем электронных форм на основе активных методов обучения: интерактивные задания (скорм-пакеты), электронные тематические кроссворды. Автором делается вывод об эффективности применения названных форм при реализации активных методов обучения для достижения целей обучения.
Об авторе
А. А. КузьминРоссия
Кузьмин Александр Александрович — кандидат исторических наук, доцент ФОО
г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1
Список литературы
1. Савка О. Г., Сумина С. В. Эффективность использования активных методов обучения в образовательном процессе вуза // Высшее образование сегодня. 2021. №7-8. С. 19-25 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnostispolzovaniya-aktivnyh-metodov-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 08.11.2023).
2. Столь А. Педагогика высшей школы: современные методики обучения за рубежом: учебное пособие для вузов. М.: Litres, 2021. 181 с.
3. Мухина Л. А. Влияния активных методов обучения на оценку результатов обучения и самооценку полученных знаний студентами // Тенденции развития науки и образования. 2020. №. 62-13. С. 85-89.
4. Назарова М. А., Акопьянц А. С. Гуманитарные дисциплины как инструмент формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов негуманитарных вузов // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 9 (4). С. 3234-3244. https://doi.org/10.15372/PEMW20190410 (дата обращения: 08.11.2023).
5. Абрамова И. Е., Магомедова Е. В., Крамская С. В. Использование интерактивных и инновационных методов для совершенствования преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах (на примере Ростовского государственного медицинского университета) // Гуманитарные и социальные науки. 2021. №3. С. 191-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-i-innovatsionnyh-metodov-dlya-sovershenstvovaniyaprepodavaniya-gumanitarnyh-distsiplin-v-neprofilnyh (дата обращения: 08.11.2023).
6. Бекирова Э. Ш. Инновационные педагогические технологии, методы и формы активизации познавательной активности студентов в контексте преподавания истории в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologiimetody-i-formy-aktivizatsii-poznavatelnoy-aktivnosti-studentov-v-kontekste-prepodavaniya (дата обращения: 08.11.2023).
7. Кокарева О. В. Активные формы организации учебного процесса при изучении исторических дисциплин на профильных программах бакалавриата // Большая конференция МГПУ. 2023. С. 159-162.
8. Стерликова А. А. Использование цифровых методов в процессе преподавания истории в вузах // Философия и культура информационного общества: Десятая международная научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 17–19 ноября 2022 года. Спб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2022. С. 382-383. EDN OHBSZD.
9. Черепанова Е. В. Формирование общегражданской идентичности личности: методологические аспекты преподавания истории в вузе // Научно-методические основы изучения и преподавания исторических и обществоведческих дисциплин: история и современность: Материалы XXVII Межрегиональных с международным участием историко-педагогических чтений, Екатеринбург, 21–24 марта 2023 года. Екатеринбург: [б.и.], 2023. С. 354-359. DOI 10.26170/978-5-7186-2094-8_2023_27_49. EDN PUPMNZ.
10. Чирков М. С. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине «История» в вузе культуры // Совершенствование учебно-методической работы в условиях изменяющейся образовательной среды : Материалы XLVII научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК, Самара, 10–17 февраля 2020 года / Под ред. С. А. Алашеевой. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2020. С. 10-15. EDN JNVBWG.
11. Зельдович Б. З., Сперанская Н. М. Активные методы обучения: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 201 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кузьмин А.А. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(4):37-42. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-37-42
For citation:
Kuzmin A.А. APPLICATION OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE COURSE «HISTORY OF RUSSIA». Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(4):37-42. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-37-42