Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ В РФ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-144-150

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос правового регулирования деятельности маркетплейсов (площадок розничной онлайн-торговли) с позиции определения дефиниций, условий функционирования и особенностей правового статуса. Предметом изучения выступает эволюция гражданского законодательства в области регулирования деятельности площадок розничной онлайн-торговли в сфере защиты прав потребителей и антимонопольного регулирования.
Автор обращает внимание на запаздывающий характер законодательного закрепления уже сложившихся форм и практик онлайн-торговли через маркетплейсы. Отмечается, что маркетплейсы, стремящиеся к созданию собственных «экосистем», заходят в области правового и экономического регулирования, которые традиционно считаются принадлежащими государству. Прослеживается эволюция представлений об онлайн-торговле и маркетплейсах как основных площадках для неё в законодательстве РФ. Констатируется, что до настоящего момента термин «маркетплейс» не получил единого легального определения, а попытки его сформировать ограничиваются относительно поверхностным взглядом на цифровую платформу как на информационного посредника, который путем использования программ для ЭВМ обеспечивает доступ потребителей к информации о товарах, дает им возможность заключить договор и произвести оплату товара.
Делаются выводы о том, что границы интересов, возможностей влияния и ответственности маркетплейсов в рыночной системе РФ не вполне понятны ни законодателю, ни самим маркетплейсам, однако государство активно контролирует самую конфликтную область отношений — между маркетплейсами и покупателями, и не столь эффективно нащупывает границы их влияния на развитие рынка РФ.

Об авторе

А. В. Васильева
АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Россия

Васильева Александра Вадимовна — кандидат исторических наук, доцент

644116, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1



Список литературы

1. Bob Milward. Globalization? Internationalization and Monopoly Capitalism. Historical Process and Capitalist Dynamism. EE. Publ. 2003.

2. Calixto Salomão Filho. A Legal Theory of Economic Power. Cheltenham: Implications for Social and Economic Development, 2011. 240 p.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Модельный закон об электронной торговле: Постановление 31-12 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СН. Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 07.02.2022) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений: Приказ АО «Почта России» от 21.06.2022 N 230-п // СПС «КонсультантПлюс».

10. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»: Федеральный закон от 10.07.2023 N 301-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

11. О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения N 1-маркетплейс (краткая) «Опросный лист обследования деятельности маркетплейсов», утвержденную приказом Росстата от 18 сентября 2023 г. N 444»: Приказ Росстата от 29.09.2023 N 475 // СПС «КонсультантПлюс».

12. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) // СПС «КонсультантПлюс».

13. Агапов Д.С. Правосубъектность государства в условиях интеграции правовых систем. // Вестник ТГУ. — 2013. — №3 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravosubektnost-gosudarstva-v-usloviyah-integratsiipravovyh-sistem (дата обращения: 05.10.2023).

14. Игнатьева И., Федотов А. Исследование GfK: Тренды поведения россиян в интернете в 2017 году. [Электронный ресурс] // Исследования рынка и опросы общественного мнения | Gfk. URL: https://www.gfk.com/ru/press/issledovanie-gfk-trendy-povedenija-rossijan-v-internete-v-2017-godu (дата обращения: 07.10.2023).

15. Интернет-торговля в России 2022 [Электронный ресурс] // Data Insight. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce_Russia_2022_0.pdf (дата обращения: 07.10.2023).

16. Коваленко А.И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ // Современная конкуренция. — 2020. — №1 — (77). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-effekt-kak-priznakdominiruyuschego-polozheniya-tsifrovyh-platform (дата обращения: 06.10.2023).

17. Кудрявцева Л.В., Саркисян Д.С. Корпорации в международном частном праве. // Аграрное и земельное право. — 2020. — №10 (190). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporatsii-v-mezhdunarodnom-chastnomprave (дата обращения: 28.09.2023).

18. Минервин И.Г. Современная корпорация и теория фирмы. // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. — Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. — 2018. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-korporatsiya-i-teoriya-firmy (дата обращения: 05.10.2023).

19. Плетнев Д. А. Определение понятия «Корпорация»: терминологический дискурс в контексте. // Вестник ЧелГУ. — 2009. — №2. — URL:URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-korporatsiyaterminologicheskiy-diskurs-v-kontekste (дата обращения: 28.09.2023).

20. Рязанов В.Т. Наднациональные и национальные регуляторы в условиях глобальной экономической нестабильности. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. — 2012. — №2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nadnatsionalnye-i-natsionalnye-regulyatory-v-usloviyah-globalnoy-ekonomicheskoynestabilnosti (дата обращения: 05.10.2023).

21. Попов Е. Как пандемия повлияла на уровень цифровых навыков россиян. // Институт статистических исследований и экономики знаний. URL: https://issek.hse.ru/news/704025190.html (дата обращения: 07.10.2023).

22. Шапкин И.Н. Теоретико-методологические истоки теории корпоративизма // Гуманитарные науки: Вестник Финансового университета. — 2016. — №3 (23). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretikometodologicheskie-istoki-teorii-korporativizma (дата обращения: 05.10.2023).

23. Шендрик П.В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов. // МНИЖ. — 2022. — №10 (124). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osobennosti-funktsionirovaniya-marketpleysov (дата обращения: 06.10.2023).

24. Ozon — о компании: сайт [Электронный ресурс] // Ozon, 2022 — . — URL: https://corp.ozon.ru (дата обращения: 07.10.2023).

25. Wildberries подвел итоги 2022 года [Электронный ресурс] // Retail.ru URL: https://www.retail.ru/news/wildberries-podvel-itogi-2022-goda-15-fevralya-2023-225770 (дата обращения: 07.10.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Васильева А.В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ В РФ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(3):144-150. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-144-150

For citation:


Vasileva A.V. DETERMINING THE BOUNDARIES OF THE STATE’S INTERESTS IN THE LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF MARKETPLACES IN THE RF: STATEMENT OF THE PROBLEM. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(3):144-150. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-144-150

Просмотров: 222


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)