Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-18-25

Аннотация

В работе рассматривается проблема развития технологии искусственного интеллекта (ИИ) и чат-ботов с искусственным интеллектом, их применение в сфере высшего образования, а именно - языковой модели ChatGPT, использующей технологию трансформационной архитектуры, механизмы самовнимания и самоорганизующееся внимания в обучении английскому языку студентов технического вуза. Цель исследования - анализ литературы, посвященной ИИ и чат-ботам, а также систематизация преимуществ и недостатков языковой модели ChatGPT с искусственным интеллектом. Статья рассматривает понятие искусственного интеллекта, перспективы его развития в области образования, отрицательные и положительные стороны внедрения ИИ в процесс обучения. Особое внимание уделено развитию и применению в образовательной сфере технологий ИИ в области обработки естественного языка, а именно появлению нейросетевой языковой модели - чат-бота GPT. Рассмотрены негативные и позитивные стороны языковой модели ChatGPT с искусственным интеллектом, ее особенности и перспективы в системе высшего образования. К наиболее значимым достижениям в разработке языковых моделей для чат-ботов с искусственным интеллектом отнесены расширенные возможности диалога, самообучение GPT на большом объеме данных, способность обрабатывать сложные языковые структуры, многоязычность, точность фактов, возможность применения в различных приложениях и научных исследованиях. Описываются положительные стороны применения ChatGPT в преподавании и изучении иностранных языков: индивидуальный подход в обучении (благодаря возможности генерировать задания), тексты на разном языковом уровне с определённым лексическим набором лексем, расширение словарного запаса, тренировка грамматических и лексических навыков, развитие разговорных навыков студентов, мгновенное создание упражнений для студентов, исправление ошибок чат- ботов и т.д. Определены отрицательные стороны в использовании ChatGPT. К ним отнесены ограниченная персонализация, недостаточная обратная связь, риск неверной интерпретации контекста или языкового барьера, ограниченность информационного массива чат-бота и возможные ошибки в рассуждениях. В заключении отмечается, что искусственный интеллект не является конкурентом для преподавателей, но может быть ценным инструментом, который поможет в организации процесса обучения и создании необходимых коммуникаций.

Об авторе

И. Ю. Лавриненко
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Россия

Лавриненко Ирина Юрьевна - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков.

644046, Омск, пр. Маркса, д. 35, корп. 3



Список литературы

1. Амиров Р. А., Билалова У. М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. №3 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vnedreniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 26.03.2023).

2. Гайдаш, П. А. Чат-боты и онлайн-тренажеры как новейший инструмент изучения иностранных языков / П. А. Гайдаш // Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве. - 2021. - № 1. - С. 70-72. - EDN BBKSFH.

3. Исламов, Р. С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе / Р. С. Исламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 13, № 12. - С. 300-305. - DOI: 10.30853/filnauki.2020.12.61. - EDN LYLFTF.

4. Сысоев, П. В. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы / П. В. Сысоев, Е. М. Филатов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 28, № 1(202). - С. 66-72. - DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72. - EDN PXGZTJ.

5. Толстель, О. В. Некоторые применения технологий искусственного интеллекта / О. В. Толстель // . - 2005. - № 1-2. - С. 95-106. - EDN HDYYKW. Исламов, Р. С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе / Р. С. Исламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 13, № 12. - С. 300-305. - DOI: 10.30853/filnauki.2020.12.61. - EDN LYLFTF.

6. Фесенко, О. П. Обучение языковедческим дисциплинам в контексте проекта «метауниверситет» и виртуализации образования (на примере обучения русскому языку в вузе) / О. П. Фесенко // Состояние и перспективы лингвистической и методической мысли в современном образовательном пространстве : Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой юбилеям известных представителей Самарской лингвистической школы Александра Николаевича Гвоздева и Евгения Михайловича Кубарева, Самара, 20 мая 2022 года / Отв. редактор Т.Е. Баженова. - Самара: ООО "Научно-технический центр", 2022. - С. 237-249. - EDN ZLCXBK.

7. Чулюков, В. А., Дубов, В. М. Искусственный интеллект и будущее образования // Современное педагогическое образование. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-i-buduschee-obrazovaniya (дата обращения: 26.03.2023).

8. Шефиев, Э. Ш., Исаева, Т. Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-na-primere-obucheniya-inostrannym (дата обращения: 26.03.2023).

9. Билык, К. Популярность ChatGPT и Midjourney привела к росту пользователей нейросетей в России в пять раз // Rb.ru. URL: https://rb.ru/news/populyarnost-neirosetey/ (дата обращения: 26.03.2023).

10. Hu, K. ChatGPT sets record for fastest-growing user base - analyst note // Reuters. URL: https://www.reuters.com/technology/chatgpt-sets-record-fastest-growing-user-base-analyst-note-2023-02-01/ (дата обращения: 26.03.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(2):18-25. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-18-25

For citation:


Lavrinenko I.Yu. The ChatGPT use in the English language teaching process in a non-language university: theoretical aspect. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(2):18-25. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-18-25

Просмотров: 1299


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)