МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РАБОТЫ В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫХ ШКОЛ (С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-55-58
Аннотация
В статье обосновывается необходимость разработки и использования специальной, адаптированной методики формирования практических навыков и умений работы с текстом на уроках информатики, предназначенной для обучения в адаптивных (с нарушением интеллекта) школах и отличающейся от методик обучения информатике общеобразовательных (массовых) школ.
К используемым методам относятся общетеоретические и эмпирические: для выявления сущности цифровой грамотности обучающихся с нарушением интеллекта, их поведенческих особенностей при обучении информатике проводились анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение и систематизация собственного опыта работы с такими детьми.
Результатом является обоснование целесообразности применения разработанных организационных форм и методов обучения, направленных, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), на формирование у школьников с нарушением интеллекта практических навыков и умений работать в среде текстового процессора Writer (пакет OpenOffice).
Авторы статьи считают, что процесс обучения умственно отсталых школьников на уроках информатики, направленный на формирование практических навыков и умений обработки текстовой информации сталкивается с отсутствием специализированного учебно-методического и материально-технического обеспечения, что является достаточно серьезной проблемой. Опираясь на мнение специалистов в области методики обучения информатике, считающих, что информационные технологии (ИТ) обработки текстовой информации относятся к числу ИТ, которые наиболее часто встречаются на практике, можно с уверенностью утверждать, что формирование практических навыков и умений работы с текстом на уроках информатики в адаптивных (с нарушением интеллекта) школах составляет немаловажную часть становления жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, формируют цифровую грамотность.
Об авторах
М. И. РагулинаРоссия
Рагулина Марина Ивановна, д-р пед. наук, проф.
44099, г. Омск, ул. Набережная им. Тухачевского, д. 14
А. В. Стариков
Россия
Стариков Андрей Викторович – аспирант, факультет математики, информатики, физики и технологии; учитель, КОУ «Адаптивная школа № 18»
44099, г. Омск, ул. Набережная им. Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии : учебники для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. 654 с. – Текст : непосредственный.
2. Лапчик, М.П. Теория и методика обучения информатике : лабораторный практикум / М.П. Лапчик, М.И. Рагулина, Л.В. Смолина. – 2-е издание исправленное и дополненное. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006. – 312 с. – Текст : непосредственный.
3. Методика обучения информатике : учебное пособие / М.П. Лапчик, М.И. Рагулина, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2018. – 392 с. Текст : непосредственный.
4. Пащенко, И.Г. Open Office : Научно-популярное издание / И.Г. Пащенко. – М. : Эксмо, 2009. – 496 с. – Текст : непосредственный.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения 04.11.2022).
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 N 4/15. – М.: Просвещение, 2017. – 368 с. – ISBN 978-5-09-047621-8
Рецензия
Для цитирования:
Рагулина М.И., Стариков А.В. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РАБОТЫ В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫХ ШКОЛ (С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА). Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(1):55-58. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-55-58
For citation:
Ragulina M.I., Starikov A.V. HOW TO DEVELOP THE PRACTICAL SKILLS OF FOR STUDENTS IN ADAPTIVE SCHOOLS (WITH INTELLECTUAL DISABILITIES). Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(1):55-58. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-55-58