МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА»
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-11-21
Аннотация
Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме организации самостоятельной работы студентов. Исследование проводится посредством выявления объективных и субъективных факторов, препятствующих эффективной организации данного процесса. Анализируется одна из основных тенденций образования – увеличение доли самостоятельной работы обучаемых за счет сокращения аудиторной нагрузки. Автор обращает внимание на феномен «клипового мышления» у современной молодежи. Автор полагает целесообразным рассмотрение обозначенной проблемы в неразрывной связи с вопросами структурирования учебной информации.
В статье рассматриваются методические аспекты структурирования учебного материала по финансовой математике. На примере разработанного автором опорного конспекта курса лекций и заданий для тетради с печатной основой показываются приемы сочетания текстового и структурно-логического способов представления учебной информации, выстраиваются внутрипредметные связи и межпредметные связи между финансовой и высшей математикой. Основными структурно-логическими средствами выбраны концептуальные и сравнительные таблицы, опорные схемы. Особое внимание уделяется компоновке учебного материала, структуре и насыщению таблиц опорными логическими схемами, доказательствами. На примере разработанной автором схемы образования простых и сложных процентов показывается широкий спектр умений, которые позволяют формировать опорные схемы.
Предлагаемые приемы и подходы к структурированию материала по финансовой математике могут быть адаптированы для проведения структурирования учебной информации по другим предметам.
Опираясь на собственный опыт, автор статьи пришел к следующим выводам. Предлагаемые подходы к структурированию учебных материалов создают благоприятные условия для организации самостоятельной работы студентов, в первую очередь, на этапе первичного закрепления теоретических знаний: изучение понятийного аппарата дисциплины, решение сходных по условиям практических задач, работа с тестовыми заданиями для самоконтроля. При работе с опорным конспектом лекций и тетрадью с печатной основой у студентов улучшаются функции долговременного запоминания за счет широкого использования зрительных образов, усиливается концентрация внимания, мотивация, ускоряется темп учебных действий.
Об авторе
И. В. БабичеваРоссия
Бабичева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент очного отделения
644116, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1
Список литературы
1. Аминов А.Ш., Мамурова Д.И., Маматов Д.К., Собирова Ш. У. Проблемы организации самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях / А.Ш. Аминов, Д.И. Мамурова, Д.К. Маматов, Ш.У. Собирова — Текст : непосредственный. // European science. 2021. № 2 (58). – С.77-79.
2. Бабичева, И.В, Анализ и учет феномена «клиповое мышление» при структурировании содержания дидактических материалов по теоретической механике. / И.В. Бабичева, Д.В. Коньшин, В.В. Постовая. — Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. – 2017. – № 3. – С. 113-124.
3. Бабичева, И.В. Адаптация системы математической подготовки в вузе с учетом клипового мышления обучаемых / И.В. Бабичева, Т.Е. Болдовская. — Текст : непосредственный // Научный журнал «Наука о человеке: гуманитарные исследования». – 2017. – № 1(27). – С. 126-131.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с. — Текст : непосредственный.
5. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. – М.: Изд-во Просвещение, 1989. – 158 с. — Текст : непосредственный.
6. Семеновских, Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] / Т.В. Семеновских. — Текст : электронный. // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. - № 5(24) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf. (дата обращения: 12.02.2023.)
7. Снигирева Т.А., Комкова О.Г., Баранова Л.В. Структурирование как метод повышения качества формирования знаний студентов / Т.А. Снигирева, О.Г. Комкова, Л.В. Баранова — Текст : непосредственный. // Вестник ВГТУ. 2010. № 10. С. 104-110.
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. — Текст : непосредственный.
9. Оконь В. Основы проблемного обучения – М.: Просвещение, 1968. — 208 с. — Текст : непосредственный.
10. Финансовая математика : учебник / под ред, Е.М. Четыркина. – М.: Дело, 2010. – 400 с. — Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Бабичева И.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(1):11-21. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-11-21
For citation:
Babicheva I.V. METHODOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZING STUDENTS INDEPENDENT WORK ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE DISCIPLINES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(1):11-21. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-11-21