Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА»

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-11-21

Аннотация

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме организации самостоятельной работы студентов. Исследование проводится посредством выявления объективных и субъективных факторов, препятствующих эффективной организации данного процесса. Анализируется одна из основных тенденций образования – увеличение доли самостоятельной работы обучаемых за счет сокращения аудиторной нагрузки. Автор обращает внимание на феномен «клипового мышления» у современной молодежи. Автор полагает целесообразным рассмотрение обозначенной проблемы в неразрывной связи с вопросами структурирования учебной информации.

В статье рассматриваются методические аспекты структурирования учебного материала по финансовой математике. На примере разработанного автором опорного конспекта курса лекций и заданий для тетради с печатной основой показываются приемы сочетания текстового и структурно-логического способов представления учебной информации, выстраиваются внутрипредметные связи и межпредметные связи между финансовой и высшей математикой. Основными структурно-логическими средствами выбраны концептуальные и сравнительные таблицы, опорные схемы. Особое внимание уделяется компоновке учебного материала, структуре и насыщению таблиц опорными логическими схемами, доказательствами. На примере разработанной автором схемы образования простых и сложных процентов показывается широкий спектр умений, которые позволяют формировать опорные схемы.

Предлагаемые приемы и подходы к структурированию материала по финансовой математике могут быть адаптированы для проведения структурирования учебной информации по другим предметам.

Опираясь на собственный опыт, автор статьи пришел к следующим выводам. Предлагаемые подходы к структурированию учебных материалов создают благоприятные условия для организации самостоятельной работы студентов, в первую очередь, на этапе первичного закрепления теоретических знаний: изучение понятийного аппарата дисциплины, решение сходных по условиям практических задач, работа с тестовыми заданиями для самоконтроля. При работе с опорным конспектом лекций и тетрадью с печатной основой у студентов улучшаются функции долговременного запоминания за счет широкого использования зрительных образов, усиливается концентрация внимания, мотивация, ускоряется темп учебных действий.

Об авторе

И. В. Бабичева
АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Россия

Бабичева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент очного отделения

644116, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1

 



Список литературы

1. Аминов А.Ш., Мамурова Д.И., Маматов Д.К., Собирова Ш. У. Проблемы организации самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях / А.Ш. Аминов, Д.И. Мамурова, Д.К. Маматов, Ш.У. Собирова — Текст : непосредственный. // European science. 2021. № 2 (58). – С.77-79.

2. Бабичева, И.В, Анализ и учет феномена «клиповое мышление» при структурировании содержания дидактических материалов по теоретической механике. / И.В. Бабичева, Д.В. Коньшин, В.В. Постовая. — Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. – 2017. – № 3. – С. 113-124.

3. Бабичева, И.В. Адаптация системы математической подготовки в вузе с учетом клипового мышления обучаемых / И.В. Бабичева, Т.Е. Болдовская. — Текст : непосредственный // Научный журнал «Наука о человеке: гуманитарные исследования». – 2017. – № 1(27). – С. 126-131.

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с. — Текст : непосредственный.

5. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. – М.: Изд-во Просвещение, 1989. – 158 с. — Текст : непосредственный.

6. Семеновских, Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] / Т.В. Семеновских. — Текст : электронный. // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. - № 5(24) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf. (дата обращения: 12.02.2023.)

7. Снигирева Т.А., Комкова О.Г., Баранова Л.В. Структурирование как метод повышения качества формирования знаний студентов / Т.А. Снигирева, О.Г. Комкова, Л.В. Баранова — Текст : непосредственный. // Вестник ВГТУ. 2010. № 10. С. 104-110.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. — Текст : непосредственный.

9. Оконь В. Основы проблемного обучения – М.: Просвещение, 1968. — 208 с. — Текст : непосредственный.

10. Финансовая математика : учебник / под ред, Е.М. Четыркина. – М.: Дело, 2010. – 400 с. — Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Бабичева И.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(1):11-21. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-11-21

For citation:


Babicheva I.V. METHODOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZING STUDENTS INDEPENDENT WORK ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE DISCIPLINES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(1):11-21. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-11-21

Просмотров: 162


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)