Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

Ценностное управление в контексте развития организационной культуры университета

Аннотация

Зационной культуры университета. Целью работы является исследование ценностного управления (аксиологического управления), принципы которого в наибольшей степени соответствуют потребностям развития современного университета, формирование единой системы ценностей университета (ценностного ядра) и анализ точек соприкосновения ценностного ядра и личных ценностных ориентаций персонала. В качестве основных задач исследования были выделены: определение особенностей ценностного управления в образовательных организациях высшего образования, анализ организационных процессов управления по ценностям и выявление потенциала развития университета за счет применения инструментов ценностного управления. Ценности образовательной организации являются стержнем организационной культуры, на основании которых формируются правила и нормы, регулирующие поведение сотрудников и обучающихся в университете. Ценностные ориентации основываются на сформировавшихся потребностях личности, ее склонностях и влечениях, выполняя главную функцию в процессе принятия значительного большинства решений. Было определено, что ценностное ядро организационной культуры университета выполняет охранную и интегрирующую функции, регулирует поведение сотрудников и обучающихся. Было обосновано, что проблемы ценностных ориентаций научно-педагогических сотрудников и обучающихся являются важнейшим актором развития организационной культуры. Ожидаемым результатом использования ценностного управления является формирование сплоченного коллектива сотрудников и студентов, объединенных общими целями и ценностями, ориентированных на проявление активности и инициативности. Проведение качественной оценки основано на методах наблюдения и анкетном опросе. Теоретической и методологической основой исследования явились положения и категориальный аппарат теории ценностного управления, ключевые идеи и концепции в области организации и управления образовательными организациями высшего образования. В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования: системный, комплексный и ценностный подходы, метод научного абстрагирования и структурно-функциональный анализ, статистические методы обработки информации и критического анализа. Авторы пришли к выводу, что ценностное управление является своего рода философией управленческой деятельности, позволяющее создать единое смысловое поле и повысить эффективность управления университетом. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается его теоретической проработанностью и методологической обоснованностью, логикой постановки исследовательских задач и последовательностью их решения, подбором статистического материала, а также положительными результатами апробации результатов работы. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение для рационализации управления организационной культурой, достижения целевых показателей результативности и развития концепции ценностно-ориентированного менеджмента в высших учебных заведениях.

Об авторах

В. М. Федоров
Омский государственный технический университет
Россия


О. В. Михалев
Омский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Исаева, К.В. Управление по ценностям как инновационная парадигма развития вуза [Текст] / К.В. Исаева, Г.Н. Селянская // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.

2. Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет [Текст]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 384 с.

3. Лапин, Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современного общества [Текст] / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 58-62.

4. Магура, М.И. Организация обучения персонала компании [Текст] / М.И. Магура, М.Б. Курбатова - М.: Бизнес-школа, 2010. - 264 с.

5. Майджер, К. Ценностно-ориентированное управление. Революционный подход к достижению успехов в бизнесе и личному процветанию [Текст] / К. Майджер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 152 с.

6. Официальный сайт ФГБОУ ВО «ОмГПУ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omgpu.ru, свободный.

7. Питерс, Т. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки [Текст] / Т. Питерс, Р. Уотерман. - М.: Вильямс, 2008. - 212 с.

8. Пушных, В.А. Сравнительный анализ организационных культур российского и американского университетов [Текст] / В.А. Пушных // Вопросы образования. - 2010. - № 4. - с. 291-306.

9. Серебрякова, Г.В. Ценностное управление: монография [Текст] / Г.В. Серебрякова, И.В. Незамайкин. - Москва: ГУУ, 2010. - 136 с.

10. Харский, К.В. Ценностное управление для бизнеса [Текст] / К.В. Харский. - М.: Политехника-Сервис. - 2010. - 289 с.

11. Хофстеде, Г. Организационная культура: понятие, составляющие, характеристика [Текст] / Г. Хофстеде. - М.: БЕК, 2008. - 230 с.

12. Dill D.D. The Management of Academic Culture. In Organization & Governance in Higher Education. Fifth Edition, pp. 261-270. Boston: Pearson Custom Publishing, 2000.

13. Pruzan P. From control to valuesbased management and accountability. Journal of Business Ethics 17 (13): 1379-1394.


Рецензия

Для цитирования:


Федоров В.М., Михалев О.В. Ценностное управление в контексте развития организационной культуры университета. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018;(3):73-78.

For citation:


Fedorov V.M., Mikhalev O.V. VALUE MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT ORGANIZATIONAL CULTURE UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(3):73-78. (In Russ.)

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)