ПРИЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ (российско-китайский опыт педагогического взаимодействия в МГУ-ППИ в Шэньчжэне)
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-946
Аннотация
В статье рассматриваются приемы начального этапа обучения китайских студентов русскому языку в неязыковой среде на основе педагогического опыта взаимодействия российского и китайского преподавателей. В условиях спроса в Китае на специалистов со знанием русского языка, тема статьи очень актуальна на современном этапе.
Целью исследования является анализ приемов обучения китайских студентов русскому языку на начальном этапе обучения в неязыковой среде на основе опыта взаимодействия китайского и российского преподавателей МГУ-ППИ в Шэньчжэне.
Для достижения цели были поставлены задачи выявить специфику преподавания русского языка в китайской аудитории, особенности организации учебного процесса китайским и российским преподавателями, проанализировать методы преподавания китайского и российского преподавателей русского языка как иностранного в обучении китайских студентов.
В качестве основных методов исследования были использованы описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный. Был произведен сравнительно-сопоставительный анализ основных приемов начального этапа обучения китайских студентов русскому языку в неязыковой среде на основе опыта педагогического взаимодействия российского и китайского преподавателей. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, а также для дальнейшей разработки проблемы.
Об авторе
Е. И. ВинокуроваКитай
Винокурова Елена Игоревна — старший преподаватель Центра русского языка
Китай, Провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Лунган, Даюньсиньчэн, ул. Гоцзидасюэюань, д. 1
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
2. Большакова Н. Г. Этноориентированная методика обучения китайских учащихся самостоятельному чтению // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 4.
3. Волков К. В., Гурулева Т. Л. Сопоставительный анализ типологических характеристик китайского и русского языков [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-tipologicheskih-harakteristik-kitayskogo-i-russkogo-yazykov (дата обращения: 27.02.2025).
4. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Высшая школа: Научно-образовательный центр “Школа Китайгородской”, 2009. 277 с.
5. Куратченко М. А., Севастьянова С. К., Зимина Л. О. Обучение русскому языку как иностранному в КНР: историко-культурный и методологический аспекты // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66).
6. Крылова М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 134–137.
7. МГУ-ППИ в Шэньчжэне [Электронный ресурс]// URL: https://smbu.ru/istorija/ (дата обращения: 27.02.2025).
8. ФГОС ВО от 12 августа 2020 г. № 970. [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 27.02.2025).
9. Цзя Цянь, Ло Сяося. Методика обучения РКИ в китайских вузах при сотрудничестве китайских и русских преподавателей // Тяньцзиньский педагогический университет, г. Тяньцзинь, Китайская Народная Республика // Вестник СВФУ. 2023. № 3 (31). С. 57–64.
10. Ян Хуэй, Петрова С. М. Особенности обучения русскому языку в современной китайской аудитории: проблемы и пути решения // Вестник СВФУ. 2021. № 3 (23). С. 38–44.
Рецензия
Для цитирования:
Винокурова Е.И. ПРИЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ (российско-китайский опыт педагогического взаимодействия в МГУ-ППИ в Шэньчжэне). Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2025;14(1):12-17. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-946
For citation:
Vinokurova E.I. TECHNIQUES FOR THE INITIAL STAGE OF TEACHING RUSSIAN TO CHINESE STUDENTS IN A NON-LANGUAGE ENVIRONMENT (Russian-Chinese Pedagogical Interaction Experience at MSU-BIT in Shenzhen). Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2025;14(1):12-17. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-946