МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КЕЙСОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-928
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Исследована проблема привлечения студентов к НИРС и ее решение на основе организации работы с научно-исследовательскими кейсами. Для реализации данного подхода автор обращается к кейс-методу. В статье рассматривается суть метода, его технологические особенности, описание разработанного автором научно-исследовательского кейса «Числа Фибоначчи и их применение». В соответствии с требованиями метода инцидента, применяемого для исследовательских кейсов, определена структура научно-исследовательской работы: содержание кейс-ситуации, кейс-вопросы, критерии оценивания. Автор исследования приводит подробное описание объема работ, стоящих перед студентами. Работая над кейсом, студенты знакомятся с присутствием «золотого сечения» в природе, его применением в экономике, теории оптимизации. Изучив методы мнемотехники, разрабатывают собственную технологию запоминания однородной информации, основанную на применении ряда чисел Фибоначчи. В процессе работы студентами над кейсом были реализованы главные цели метода инцидента: обращение к конкретным ситуациям, имеющим место в реальной жизни; самостоятельное дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности. Работа над кейсом позволила обеспечить высокую степень вовлеченности студентов в самостоятельную исследовательскую работу, повысить уровень знаний, эрудицию, раскрыть творческие способности. Предлагаемые автором методические рекомендации к организации НИРС могут быть использованы при разработке научно-исследовательских кейсов по другим областям знаний.
Об авторе
И. В. БабичеваРоссия
Бабичева Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент очного отделения
г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1
Список литературы
1. Абрамова С. Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Международной научной конференции. Уфа, 2015. С. 94–96. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/ (дата обращения: 14.01.2025).
2. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. № 4. С. 61–69.
3. Бабичева И. В., Демченко В. А. Авторская технология мнемотехники с использованием последовательности Фибоначчи // Актуальные аспекты научных исследований: материалы ХI Международной научно-практической конференции. М.: Международный научно-издательский центр «Твоя наука». 2024. С. 5–12.
4. Безуглов И. Г., Лебединский В. В., Безуглов А. И. Основы научного исследования: учебное пособие. М.: Академический проект, 2008. С. 59.
5. Бельчик Т. А. О проблемах организации самостоятельной работы студентов // СибСкрипт. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 18.04.2025).
6. Долгоруков А. М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21–442.
7. Корчагина М. В. Проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе (на примере ПГТА) // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. №4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-nauchno issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze-na-primere-pgta (дата обращения: 18.04.2025).
8. Ликсина Е. В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 6 (28). С. 120–126.
9. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. № 5 (28). Т. 2. С. 155–157. URL: https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 13.01.2025).
10. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода case-study // Инновации в российском образовании. 2000. № 5. С. 103–111.
11. Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. CПб.: НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2013. 80 c.
12. Юшкова В. В. Кейс-метод в профессиональном образовании // Профессиональное образование. 2012. № 9. С. 40–41.
13. Чернецов П. И., Шадчин И. В. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-povyshenii-urovnya-motivatsii-studentov-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.04.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Бабичева И.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КЕЙСОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2025;14(2):5-11. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-928
For citation:
Babicheva I.V. METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF RESEARCH CASES IN THE FRAMEWORK OF THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ SCIENTIFIC WORK. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2025;14(2):5-11. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-928