Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КЕЙСОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-928

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Исследована проблема привлечения студентов к НИРС и ее решение на основе организации работы с научно-исследовательскими кейсами. Для реализации данного подхода автор обращается к кейс-методу. В статье рассматривается суть метода, его технологические особенности, описание разработанного автором научно-исследовательского кейса «Числа Фибоначчи и их применение». В соответствии с требованиями метода инцидента, применяемого для исследовательских кейсов, определена структура научно-исследовательской работы: содержание кейс-ситуации, кейс-вопросы, критерии оценивания. Автор исследования приводит подробное описание объема работ, стоящих перед студентами. Работая над кейсом, студенты знакомятся с присутствием «золотого сечения» в природе, его применением в экономике, теории оптимизации. Изучив методы мнемотехники, разрабатывают собственную технологию запоминания однородной информации, основанную на применении ряда чисел Фибоначчи. В процессе работы студентами над кейсом были реализованы главные цели метода инцидента: обращение к конкретным ситуациям, имеющим место в реальной жизни; самостоятельное дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности. Работа над кейсом позволила обеспечить высокую степень вовлеченности студентов в самостоятельную исследовательскую работу, повысить уровень знаний, эрудицию, раскрыть творческие способности. Предлагаемые автором методические рекомендации к организации НИРС могут быть использованы при разработке научно-исследовательских кейсов по другим областям знаний.

Об авторе

И. В. Бабичева
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
Россия

Бабичева Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент очного отделения

г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1



Список литературы

1. Абрамова С. Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Международной научной конференции. Уфа, 2015. С. 94–96. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/ (дата обращения: 14.01.2025).

2. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. № 4. С. 61–69.

3. Бабичева И. В., Демченко В. А. Авторская технология мнемотехники с использованием последовательности Фибоначчи // Актуальные аспекты научных исследований: материалы ХI Международной научно-практической конференции. М.: Международный научно-издательский центр «Твоя наука». 2024. С. 5–12.

4. Безуглов И. Г., Лебединский В. В., Безуглов А. И. Основы научного исследования: учебное пособие. М.: Академический проект, 2008. С. 59.

5. Бельчик Т. А. О проблемах организации самостоятельной работы студентов // СибСкрипт. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 18.04.2025).

6. Долгоруков А. М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21–442.

7. Корчагина М. В. Проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе (на примере ПГТА) // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. №4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-nauchno issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze-na-primere-pgta (дата обращения: 18.04.2025).

8. Ликсина Е. В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 6 (28). С. 120–126.

9. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. № 5 (28). Т. 2. С. 155–157. URL: https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 13.01.2025).

10. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода case-study // Инновации в российском образовании. 2000. № 5. С. 103–111.

11. Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. CПб.: НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2013. 80 c.

12. Юшкова В. В. Кейс-метод в профессиональном образовании // Профессиональное образование. 2012. № 9. С. 40–41.

13. Чернецов П. И., Шадчин И. В. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-povyshenii-urovnya-motivatsii-studentov-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.04.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Бабичева И.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КЕЙСОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-928

For citation:


Babicheva I.V. METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF RESEARCH CASES IN THE FRAMEWORK OF THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ SCIENTIFIC WORK. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-928

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)