Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-866

Аннотация

Необходимость развития компетенций, заложенных в Федеральных государственных стандартах высшего образования, диктует практические задачи для преподавателей высшей школы. Одна из таких задач: каким образом организовать образовательный процесс для развития компетенции самоорганизации? Целью статьи является определение методических принципов, позволяющих развить компетенцию самоорганизации у студентов педагогических профилей подготовки. Научная новизна исследования обусловлена сочетанием деонтологического, праксиологического и комплексного подходов к развитию самоорганизации будущих педагогов. В исследовании использовались теоретический анализ научной литературы, нормативных и учебных документов, конкретизация, сравнение, обобщение, качественный анализ результатов эмпирических исследований; нейросетевой метод генерации информации. Обоснован ведущий мотив развития компетенции самоорганизации — профессиональный долг и ответственность. Авторы статьи пришли к следующим выводам: разнообразие педагогических средств, используемых преподавателями разных вузов в отдельности, не позволяет полностью решить заявленную проблему, для развития компетенции самоорганизации необходима комплексная работа, начинающаяся с профилактики первокурсников — диагностика, специальные внеучебные занятия, мастер-классы; ведущая роль в этом вопросе принадлежит кураторам учебных групп, которые могут выступать коучами; включение компетенции самоорганизации не только в элективные дисциплины (обучение soft skills через hard skills); анализ учебной неуспешности после каждой сессии и разработка персонализированной траектории развития для отдельных студентов; вовлечение в работу успешных студентов, в том числе через научные исследования по проблеме; использование искусственного интеллекта как коуча, ментора и методического инструмента. Полученные результаты могут быть применены в образовательной практике педагогических вузов, а также при некоторой адаптации и в вузах другого профиля.

Об авторах

Е. В. Лопанова
Омская гуманитарная академия
Россия

Лопанова Елена Валентиновна — доктор педагогических наук, проректор по научной работе и международной деятельности

г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2А



Н. В. Савина
Омский государственный педагогический университет; Омская гуманитарная академия
Россия

Савина Наталья Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства; доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы

г. Омск, наб. Тухачевского, 14;
г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2А



Список литературы

1. Федеральные государственные образовательные. URL: https://classinform.ru/fgos.html (дата обращения 20.08.24)

2. Котова С. С. Технологии самоорганизации и саморазвития: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2022. 195 с.

3. Косарева С. А. Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов: автореф. дис… канд. пед. наук. Саратов, 2022. 24 с.

4. Князькова О. Н. Формирование культуры самоорганизации студентов вуза: автореф. дис… канд. пед. наук. Самара, 2015. 26 с.

5. Бочарова Н. В. Социально-педагогическое проектирование личностной самоорганизации студентов вуза: автореф. дис… канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2015. 23 с.

6. Низамова Ч. И. Развитие самоорганизации студентов в учебной деятельности с применением технологии тайм-менеджмента: автореф. дис… канд. пед. наук. Казань, 2021. 24 с.

7. Хтун Х. Н. Формирование умений самоорганизации у студентов-химиков на основе синергетического подхода: автореф. дис… канд. пед. наук. Курск, 2015. 25 с.

8. Кириллова А. В. Совершенствование самоорганизации будущего педагога в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис… канд. пед. наук. Москва, 2012. 26 с.

9. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975. 271 c.

10. Simon H. A. and Kadane J. B. Optimal Problem-Solving Search: All-or-None Solutions // Artificial Intelligence, Fall 1975, v.6. p.235–48.

11. Лопанова Е. В., Савина Н. В. Особенности самоорганизации студентов педагогического вуза // Вестник оренбургского государственного университета. Оренбургский государственный университет (Оренбург). 2022. № 4 (236). С. 120–126. DOI: 10.25198/1814-6457-236-120.

12. Савина Н. В., Лопанова Е. В. Возможности коучинга в формировании универсальных компетенций будущих магистров педагогики // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования: материалы II Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием (Сургут, 19 апреля 2019 г.). Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019. С. 105–110.

13. Савина Н. В. Развитие самоорганизации студентов в образовательном процессе вуза // Двадцать вторые Чередовские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 17 апреля 2024 г.). Омск: Изд-во: ОмГПУ, 2024. С. 142–148.

14. ChatGPT: [сайт]. 2024. URL: http://gpt-chatbot.ru.

15. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. М.: АСВ, 2004. 224 с.

16. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87-111.

17. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие. М.: Наука, 1994. 192 с.

18. Кертаева К. М. Деонтологическая подготовка специалистов как основа антикоррупционной стратегии государства // Совет ректоров. 2015. № 5. С. 57–62.

19. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Правовая справочно-информационная система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 22.08.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Лопанова Е.В., Савина Н.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(4):37-42. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-866

For citation:


Lopanova E.V., Savina N.V. METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(4):37-42. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-866

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)