Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В IT-СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ «ГЕЙМ-ДИЗАЙНЕР»

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-803

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения школьников в области информационных технологий. Анализ проблемы формирования профессионального самоопределения личности в рамках профессий сферы информационных технологий показал, что интерес в научно-педагогическом сообществе к данной теме растет, однако работ, направленных на изучение профессий этой сферы недостаточно, отсутствует системный подход к классификации профессий сферы информационных технологий, описанию их особенностей, уровней необходимой профессиональной подготовки для эффективной работы в данной профессиональной нише. Цель данной работы заключается в выявлении особенностей профессионального самоопределения школьников в IT-сфере на примере профессиональной пробы «Гейм-дизайнер». На основе анализа научной литературы можно выделить два подхода к определению и использованию понятия профессионального самоопределения теоретический и практический (прикладной). В рамках прикладного подхода обосновывается целесообразность включения профессиональных проб в урочную и внеурочную деятельность, рассматривается пример профессиональной пробы «Гейм-дизайнер». В работе приводится содержание данной пробы на этапе знакомства с профессиональным направлением, на этапе демонстрации итогового продукта, на этапе закрепления материала с помощью шаблона «Кубик профессионального успеха», на этапе рефлексии. Разработанная профессиональная проба может быть использована при введении в данную профессию и поможет в дальнейшем самоопределении школьников.

Об авторах

Н. А. Курганова
Омский государственный педагогический университет
Россия

Курганова Наталья Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики и математики

г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



И. И. Раскина
Омский государственный педагогический университет
Россия

Раскина Ирина Ивановна — доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной информатики и математики

Author ID: 418880

г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



Список литературы

1. Арендачук И. В. Теоретические основы дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. Саратов: Изд-во Наука, 2013. 51 с.

2. Белоусова В. В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 26 c.

3. Где работать в IT: список востребованных профессий и тренды рынка // Блог Яндекс-практикума. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/professii-v-sfere-it/ (дата обращения: 05.09.2024)

4. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7. С. 168–187.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. М.: Academia, 2004. 301 с.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 424 с.

7. Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов // Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b1115a4a3b99035313abf9a3cf66c949 (дата обращения: 15.05.2024)

8. Минтруд назвал отрасли с наибольшим приростом потребности в кадрах к 2030 году // Минтруд России. URL: https://mintrud.gov.ru/employment/180 (дата обращения: 05.09.2024)

9. Мухаметзянов Р. Р. Организация профессиональной ориентации школьников на ИТ-специальности // Информатика в школе. 2015. № 7 (110). С. 55–58.

10. Педагогический словарь: учебное пособие / В. И. Загвязинский и др. Москва: Академия, 2008. 343 с.

11. Череменская М. А. Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии // Национальный психологический журнал. 2024. № 19 (1). С. 90–100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106.

12. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение учащихся: проблемы и решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. Т. 2 (18). С. 118–122.

13. Шухман А. Е., Герасименко С. А. Подходы к реализации профильных программ подготовки школьников в области информационных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 9. С. 221–226.

14. Щипанова Д. Е. Профессиональное самоопределение личности как построение смыслов будущего: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 119 с.

15. Хеннер Е. К. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии // Образование и наука. Том 23, № 8. 2021. С. 37-60.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Курганова Н.А., Раскина И.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В IT-СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ «ГЕЙМ-ДИЗАЙНЕР». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(3):49-56. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-803

For citation:


Kurganova N.A., Raskina I.I. SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE IT FIELD ON THE EXAMPLE OF A PROFESSIONAL TEST «GAME DESIGNER». Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(3):49-56. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-803

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)