КУРАТОРСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И РЕАЛИЗАЦИИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-755
Аннотация
В статье анализируется влияние и значение работы куратора в успешной адаптации студентов в вузе. Целью данной статьи является обоснование осуществления кураторской работы со студентами в вузе как одного из условий успешной адаптации студентов в вузе на основе реализации фасилитативного обучения, направленного на самостоятельное и осмысленное овладение знаниями студентами в вузе. В статье дается анализ отечественного и зарубежного опыта кураторства и фасилитативного обучения. Представлены психоло-педагогические требования, предъявляемые к куратору и преподавателю-фасилитатору в отечественной педагогике: личностные качества, владение техниками и приемами общения со студентами, методами фасилитации (речевое воздействие). Выявлены преимущества кураторства на основе фасилитативного обучения. На основе изучения литературы, анкетирования, практического опыта была создана модель деятельности куратора. Выделены и обоснованы функции (информативная, организационная, коммуникативная, контролирующая, творческая), характеристики (целенаправленность, мотивированность, эффективность), этапы деятельности куратора студенческой группы. В соответствии с критерием эффективность выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора.
Результаты исследования могут быть использованы при управлении внеучебной и учебной деятельностью вуза и воспитательной работой со студентами администрацией вуза и преподавателями на практических занятиях, и на занятиях по контролю самостоятельной работы в вузе.
Ключевые слова
Об авторах
И. Л. МедведеваРоссия
Медведева Ирина Львовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и компьютерной графики
г. Омск, проспект К. Маркса, д. 35, корп. 3
Н. Н. Савельева
Россия
Савельева Нелли Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
г. Омск, проспект К. Маркса, д. 35, корп. 3
Список литературы
1. Адонина Л. В., Вишнякова А. В., Кузема Т. Б. Педагогическая фасилитация и ее составляющие // E-SCIO. 2020. № 9. C. 309–316
2. Пундик И. Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). С. 119–123.
3. Ромашина С. Я., Майер А. А. Фасилитативная педагогика в высшем образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 45–49.
4. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
5. Johnson, N. Five Strategies and Ten Tools to Facilitate Learning. 2012.
6. Weimer M. Learner-Centered Teaching: Five Key Changes to Practice. San Francisco, John Wiley and Sons. 2013.
7. Медведева И. Л., Мусаткина Б. В. Управление внеучебной деятельностью вуза и воспитательной работой со студентами: монография. М.: РУСАЙНС, 2018. 172 с.
8. Медведева И. Л. Управление качеством воспитательной работы в вузе как инструмент формирования личности будущего специалиста // Проблемы и пути развития профессионального образования в Российской Федерации: сборник докладов Всерос. науч.-методической конф., 15-18 апреля 2019 г. Иркутск, 2019. С. 229–233.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Медведева И.Л., Савельева Н.Н. КУРАТОРСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И РЕАЛИЗАЦИИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(2):43-47. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-755
For citation:
Medvedeva I.L., Savelyeva N.N. SUPERVISION AS A CONDITION FOR SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS AND IMPLEMENTATION OF FACILITATED TRAINING AT THE UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(2):43-47. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-755