Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОДА СТУДЕНТОВ В РЕЖИМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-749

Аннотация

В статье анализируется роль восприятия в обучении. Целью работы является определение зависимости между уровнем развития восприятия и эффективностью работы студентов по освоению информации, описание методов самостоятельного развития. К используемым методам относятся системный метод; методы формализации, абстрагирования, конкретизации, моделирование процесса обучения на основе междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов. Среди эмпирических методов использовались анкетирование обучающихся, наблюдение за учебной работой испытуемых, опрос, эксперимент. Результатом разработанной методики является вывод, что целенаправленное развитие восприятия обеспечивает полноту, целостность, системность получаемых данных, а также подключение механизма апперцепции. Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработке заданий на развитие восприятия с дальнейшим переводом обучающихся в режим саморазвития когнитивной сферы. Полученные результаты могут быть применены при разработке занятий по любой дисциплине, использующей учебные текст. Авторы статьи пришли к выводу, что перевод студентов в режим самообразования должен сопровождаться развитием механизма восприятия, полноценная работа которого является необходимым условием для запуска процессов переработки информации.

Об авторах

Е. В. Цупикова
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Россия

Цупикова Елена Викторовна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков

г. Омск, пр. Мира, 5



Г. Н. Мусагитова
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Россия

Мусагитова Галия Нильевна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

г. Омск, пр. Мира, 5



Список литературы

1. Аничина А. Р. Виды восприятия: апперцепция, восприятие // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2020. № 1. С. 68–72.

2. Психология восприятия. Трансцендентальный вектор развития / Под ред. Г. В. Шуковой. СПб, 2020. 382 с.

3. Макарова А. В. Восприятие в практической деятельности студентов: зрительный канал восприятия // Студенческая наука и XXI век. 2021. Т. 18, № 1-2 (21). С. 181–183.

4. Солодейников А. К. Игры восприятия и игры с восприятием: современное и «допотопное» искусство // Universum Humanitarium. 2020. № 1. С. 30–68.

5. Монина Т. А., Емельяненко С. К. Некоторые аспекты мышления и восприятия (Креативное восприятие и мышление как основа проектирования) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2019. № 1–2. С. 66–73.

6. Абишева К., Симбаева С. Восприятие первичного текста и способы преодоления «барьеров восприятия» // Наука и мир. 2021. № 12–1 (100). С. 11–13.

7. Стебакова Д. А. Особенности эмоционального восприятия стимулов лицами с созависимостью, в зависимости от модальности восприятия // International Journal of Medicine and Psychology. 2023. Т. 6, № 5. С. 162-168.

8. Чунькова Е. В. Влияние дальности зрительного восприятия на восприятие световой среды // Альманах научных работ молодых учёных Университета ИТМО: материалы XLIX научной и учебно-методической конференции. Т. 3. СПб: Национальный исследовательский университет ИТМО, 2020. С. 181–187.

9. Шакирова М. А. Влияние фоносемантики родного языка на восприятие другого языка (на примере восприятия латинских слов носителями русского языка) // Наука в мегаполисе. 2022. № 3 (38).

10. Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике: Избранные труды. М.: Лабиринт, 1998. 364 с.

11. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Высшая школа, 1996. 418 с.


Рецензия

Для цитирования:


Цупикова Е.В., Мусагитова Г.Н. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОДА СТУДЕНТОВ В РЕЖИМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(2):48-54. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-749

For citation:


Tsoupikova H.V., Musagitova G.N. THE DEVELOPMENT OF PERCEPTION IN ORGANIZING THE TRANSFER OF STUDENTS TO THE MODE OF INDEPENDENT WORK WITH INFORMATION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(2):48-54. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-749

Просмотров: 131


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)