ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ ЦИФРОВОГО СЛЕДА ШКОЛЬНИКОВ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-12-20
Аннотация
В статье обосновывается актуальность и целесообразность анализа цифрового следа школьников, раскрывается сущность понятий «цифровой след» и «цифровой след в образовании», его виды, источники и компоненты. Целью работы является анализ российских и зарубежных исследований, посвященных изучению роли и возможностей применения данных цифрового следа в школьном образовании. К используемым методам исследования относятся анализ и сравнение психолого-педагогической литературы, научных статей, индуктивный метод, метод системности. Авторы подробно описывают ведущие практики анализа цифрового следа в школьном образовании, выявив те российские и зарубежные исследования, которые делают это наиболее комплексно (извлекают и фиксируют данные по ключевым компонентам цифрового следа). Делается вывод, о том, что в зарубежных источниках преобладают практики использования данных цифрового следа в школьном образовании с целью изучения видов деятельности школьников в Интернете. Зарубежным авторам интересна осведомленность старшеклассников о своих цифровых следах, управление ими, влияние цифрового следа на настоящее и будущее, исследуется роль цифрового следа в психофизиологической области. Среди ключевых направлений использования цифрового следа в исследованиях российских ученых явно выделяется изучение роли цифрового следа как регулятора образовательного процесса. Цифровые следы используются в процессе оценки эффективности образовательного процесса и принятии решений его оптимизации, прогнозирования результатов учебной деятельности. Выделяется ряд работ, посвященных использованию цифрового следа в профориентационной работе с абитуриентами. В заключении перечисляются найденные зависимости между данными из цифрового следа школьника и делаются выводы об основных возможностях применения информации, извлеченной из цифрового следа, в школьном образовании.
Ключевые слова
Об авторах
А. Н. БогдановаРоссия
Богданова Алина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент
г. Омск, ул. Набережная Тухачевского, д. 14
Д. М. Лапчик
Россия
Лапчик Дмитрий Михайлович — директор информационно-вычислительного центра
г. Омск, ул. Набережная Тухачевского, д. 14
Г. А. Федорова
Россия
Федорова Галина Аркадьевна — доктор педагогических наук, доцент
г. Омск, ул. Набережная Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год — цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] / WebCanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-vmire-i-v-rossii/ (дата обращения: 15.10.2023).
2. Чуркина Н. А. Цифровой след в аспекте электронного обучения / Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 11(125). С.1-6. DOI 10.23670/IRJ.2022.125.35.
3. Цитата недели: министр о цифровом портфолио учащегося и ценности на рынке труда (9 июля 2021) [Электронный ресурс] / Skillbox Образование 4.0 URL: https://skillbox.ru/media/education/tsitata-nedeli-ministr-otsifrovom-portfolio-uchashchegosya-i-tsennosti-na-rynke-truda/ (дата обращения: 12.09.2023).
4. Стандарт цифрового следа. [Электронный ресурс] / Университет 20.35. URL: https://standard.2035.university/v1.0.2 (дата обращения: 24.09.2023)
5. Гайдамак Е. С., Лапчик Д. М., Федорова Г. А. Цифровой след в образовательной среде как регулятор профориентации студентов на педагогическую профессию // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 14. № 9. С. 1388-1398. – DOI 10.17516/1997-1370-0827.
6. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36.
7. Мантуленко В. В. Перспективы использования цифрового следа в высшем образовании // Преподаватель XXI век. 2020. № 3-1. С. 32-42.
8. Шамсутдинова Т. М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. №24 (2). С. 47-54.
9. Что такое цифровой след? [Электронный ресурс] / Кaspersky. URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/definitions/what-is-a-digital-footprint] (дата обращения: 24.09.2023).
10. Комиссаров А. По цифровому следу школьника [Электронный ресурс] URL: https://www.osp.ru/dobrodata/article/2020-11-02/13055697 (дата обращения: 24.09.2023).
11. Buchanan R., Southgate E., Smith S., Murray T., Noble B. Post no photos, leave no trace: Children’s digital footprint management strategies. // E-Learning and Digital Media. 2017. Vol. 14, Issue 5. P. 275-290.
12. Martin F., Wang C., Petty T., Wang W., Wilkins P. Middle School Students’ Social Media Use. // Educational Technology & Society, 2018. № 21(1). P. 213-224.
13. Brom C., Hannemann T., Ježek P., Drobná A., Volná K., Kačerovská K. Principles of Computers and the Internet Model Lessons for Primary School Children: Experience Report. // Proceedings of the 2023 Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education. Vol. 1. July 8-12, 2023. Turku, Finland. 7 p.
14. Ouytsel J., Walrave M., Ponnet K. How Schools Can Help Their Students to Strengthen Their Online Reputations. // The Clearing House. Vol. 87, №. 4. July–August 2014. P. 180-185.
15. Blikstein P., Worsley M. Multimodal learning analytics and education data mining: using computational technologies to measure complex learning tasks. // J. Learn. Anal. 3(2). 2016. P. 220–238.
16. Лычагина Е. Б. Пандемия и образование. Современные IT-технологии в образовании // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11. № 4(46). – С. 149-154.
17. Аминов Т. К., Волков А. С., Желнина Е. В. Цифровой след, как средство развития образовательной деятельности и модернизации учебных программ // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. № 2 (85). С. 7–14.
18. Гафаров Ф. М., Сабирова Э. Г., Гавриш Т. А. К вопросу об аналитике в образовании // Образование и педагогика: перспективы развития : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2020. С. 104-108.
19. Кашпур В. В., Петров Е. Ю., Гойко В. Л., Фещенко А. В. Возможности использования цифровых следов для прогнозирования образовательных достижений студентов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. С. 140-150. DOI 10.17223/1998863X/64/13.
20. Гойко В. Л., Киселев П. Б., Мацута В. В. [и др.] Методы и инструменты выявления перспективных абитуриентов в социальных сетях // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4 (68). С. 45-52.
21. Мацута В. В., Киселев П. Б., Фещенко А. В., Гойко В. Л. Исследование потенциала социальных сетей для выявления одаренных старшеклассников // Психология и Психотехника. 2017. № 4. С. 104-121.
22. Габдрахманов Н. К., Мягков М. Г., Гойко В. Л., Фещенко А. В. Результаты мониторинга неофициальных университетских интернет-сообществ в условиях перехода на дистанционную форму обучения // Мониторинг экономики образования. 2020. № 7. С. 1-5.
23. Патаракин Е. Д. Цифровые следы в системах совместной работы учителей и учеников // Цифровая трансформация школьного образования: сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции XII Петербургского международного образовательного форума, Санкт-Петербург, 21 марта 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2022. С. 44-53.
24. Поливанова К. Н., Смирнов И. Б. Что в профиле тебе моем данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 134-152.
25. Улумбекова Н. Успеваемость школьников способны раскрыть соцсети [Электронный ресурс] / Российское образование. 16.08.2018, URL: https://www.kommersant.ru/doc/3714714 (дата обращения: 24.09.2023).
26. Яковлева Е. В., Гольцова Н. В., Вахрамеев П. С., Иванов В. В. Концептуальные основы исследования геймификации по формированию цифрового следа как модели современной профориентации и профессионального самоопределения детей разных возрастных групп в системе непрерывного образования // Теория и практика применения геймификации в профориентации и профессионального самоопределения детей разных возрастных групп на разных этапах образования: сборник материалов научно-практического семинара, Череповец, 8-9 июня 2020 года. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2020. С. 4-13.
27. Верхорубова П. А., Едренкина М. В., Попова Е. И. Проектирование цифрового следа реализации индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021 №4 (52). С. 46-51.
28. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd (дата обращения: 24.10.2023).
29. Гужеля Д. Цифровое портфолио должно отличаться от «цифрового следа» / Федеральный портал российское образование IT в образовании. Москва: 04.12.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://edu.ru/news/it-vobrazovanii/cifrovoe-portfolio-dolzhno-otlichatsya-ot-cifrovog/ (дата обращения: 25.10.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Богданова А.Н., Лапчик Д.М., Федорова Г.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ ЦИФРОВОГО СЛЕДА ШКОЛЬНИКОВ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(4):12-20. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-12-20
For citation:
Bogdanova A.N., Lapchik D.M., Fedorova G.A. EDUCATIONAL PRACTICES OF COLLECTING AND ANALYZING DATA FROM THE DIGITAL FOOTPRINT OF SCHOOLCHILDREN. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(4):12-20. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-12-20