Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КОРОНОВИРУСНОГО ТЕЗАУРУСА

https://doi.org/10.24412//2225-8264-2023-3-11-17

Аннотация

Статья посвящена анализу сформировавшегося за прошедшие три года в немецком языке короновирусного лексикона и способам его освоения в процессе изучения немецкого языка. Заявленная тема представляется актуальной, поскольку отражает современные языковые и социальные тенденции, а также диктуемую ими необходимость учета внеязыковых и языковых факторов в преподавании иностранного языка и в процессе формирования немецкоязычной лексической компетенции. На основе изучения тематического глоссария в цифровых лексикографических источниках немецкого языка выявляются основные семантические, словообразовательные, стилистические и графические особенности анализируемой тематической группы.
Исходя из результатов лингвистической оценки объекта изучения авторами статьи формулируется ряд дидактических предложений для аналитического восприятия и усвоения представленного языкового материала изучающими немецкий язык. Предлагается система упражнений по предъявлению, систематизации, тренировке, словообразовательной и коммуникативной активизации короновирусного тезауруса. Взятый за основу комплекс упражнений для развития лексической компетенции, разработанный Т. М. Серовой и Г.Р. Чайкиной, имеет в данной статье развитие и уточнение с учетом специфики изучаемого словаря. Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в дальнейшем анализе языковой природы короновирусного лексикона, в том числе проблем, связанных с изучением парадигматических отношений, словообразовательных процессов в нем и его лексикографической фиксацией, а также попыткой лингводидактической разработки данного неологического словарного фонда. В настоящей статье предложен пошаговый алгоритм, виды и примеры заданий для формирования иноязычной лексической компетенции при работе над коронвирусным тезаурусом в учебном процессе. 

Об авторах

Н. М. Киселева
ФГБОУ «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Киселева Надежда Михайловна — кандидат
филологических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и межкультурной коммуникации

644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, д.14



С. А. Жилякова
ФГБОУ «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Жилякова Светлана Анатольевна — cтарший
преподаватель кафедры немецкого языка и межкультурной коммуникации

644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, д.14



Список литературы

1. Баранова Е.В., Коваль О.И., Соловьева О.Б. Обучение профессиональной иноязычной коммуникации студентов: условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения / Е.В. Баранова, О.И. Коваль, О.Б. Соловьева. – Текст непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-professionalnoy-inoyazychnoy-kommunikatsii-studentov-uslovno-kommunikativnye-i-kommunikativnye-uprazhneniya (дата обращения: 25.07.2023).

2. Серова Т.С., Чайникова Г.Р. Функции учебного терминологического словаря как средства формирования иноязычной речевой лексической компетенции / Т.С. Серова, Г.Р. Чайникова. – Текст непосредственный // Язык и культура. – 2015. – №1 (29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-uchebnogo-terminologicheskogo-slovarya-kak-sredstva-formirovaniya-inoyazychnoy-rechevoy-leksicheskoy-kompetentsii (дата обращения: 25.07.2023).

3. Серова Т.С., Чайникова Г.Р. Система упражнений для развития лексической компетенции / Т.С. Серова, Г.Р. Чайникова. – Текст непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-dlya-razvitiya-leksicheskoy-kompetentsii (дата обращения: 25.07.2023).

4. Шанский М.Н. Лексикология современного русского языка: учебное пособие / М.Н. Шанский. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 304 с. – Текст непосредственный.

5. Шемчук Ю.М. Лексические изменения в немецком языке под влиянием пандемии коронавируса (на примере неологизмов спортивной тематики) / Ю.М. Шемчук. – Текст непосредственный // МНКО. – 2020. – №4 (83). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-izmeneniya-v-nemetskom-yazyke-pod-vliyaniem-pandemii-koronavirusa-na-primere-neologizmov-sportivnoy-tematiki (дата обращения: 01.08.2023).

6. Юшкова Л.А. «Сhronisch coronisch»: неологизмы с компонентом -corona-в немецкой адъективной лексике периода пандемии covid-19 / Л.А. Юшкова. – Текст непосредственный // Язык и культура. – 2022. – №59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chronisch-coronisch-neologizmy-s-komponentom-corona-v-nemetskoy-adektivnoy-leksike-perioda-pandemii-covid-19 (дата обращения: 25.07.2023).

7. Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache (DWDS) / - Режим доступа: https://www.dwds.de/themenglossar/Corona

8. Klosa-Kückelhaus A. Bilder und Metaphern im Wortschatz rund um die Coronapandemie. – Leibniz-Institut für deutsche Sprache, 2021.- https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/Moehrs_Sprachkonzert.pdf

9. Mörs Сhr. (Sprach-)Konzert mit offenem Schlusssatz. – Leibniz-Institut für deutsche Sprache, 2021.- https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/Moehrs_Sprachkonzert.pdf

10. OWID: Neuer Wortschatz rund um die Coronapandemie (Juli 2023) // Neologismenwörterbuch. Online Wortschatz-Informationssystem Deutsch. Mannhei, Leibniz-Institut für deutsche Sprache. Режим доступа: https://www.owid.de/docs/neo/listen/corona.jsp


Рецензия

Для цитирования:


Киселева Н.М., Жилякова С.А. ФОРМИРОВАНИЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КОРОНОВИРУСНОГО ТЕЗАУРУСА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(3):11-16. https://doi.org/10.24412//2225-8264-2023-3-11-17

For citation:


Kiseleva N.M., Zhilyakova S.A. FORMATION OF GERMAN-LANGUAGE LEXICAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF DEVELOPING THE CORONAVIRUS THESAURUS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(3):11-16. (In Russ.) https://doi.org/10.24412//2225-8264-2023-3-11-17

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)