Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ «СБОРЫ» НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-39-45

Аннотация

В статье представлена авторская ситуативно-коммуникативная методика обучения иностранному языку «Сборы», направленная на достижение запланированных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования метапредметных результатов (универсальных учебных коммуникативных действий) в процессе обучения иностранному языку в основной общеобразовательной школе. Целью работы является представление результатов теоретического и методического обоснования разработанной методики. Теоретико-методологическую основу исследования составили коммуникативно-деятельностный подход и ситуативный метод обучения иностранному языку. Автором определена сущность метапредметных результатов обучения на уровне основного общего образования. В статье охарактеризованы универсальные учебные коммуникативные действия обучающихся: проявляющиеся в общении и реализуемые во взаимодействии. С целью развития универсальных учебных коммуникативных действий обучающихся, которые обеспечивают достижение метапредметных результатов, разработана авторская ситуативно-коммуникативная методика обучения иностранному языку «Сборы». Подробно описан аппарат методики: цель, контингент, длительность реализации, инструкция, процедура оценивания деятельности обучающихся на основе матрицы фиксируемых показателей. Представлены различные содержательные варианты методики, которые можно использовать на уроках иностранного языка. Предложены рекомендации для учителей иностранного языка, которые способствуют повышению эффективности внедрения методики. Представленные результаты исследования могут быть применены в непосредственном образовательном процессе на уроках иностранного языка на ступени основного общего образования. Автор приходит к выводу, что систематическое использование ситуативно-коммуникативной методики «Сборы» на уроках иностранного языка приводит к достижению метапредметных результатов (коммуникативных УУД), указанных во ФГОС ООО и рабочей программе предмета «Английский язык» на базовом уровне обучения. 

Об авторе

Ю. А. Терещенко
филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре
Россия

Терещенко Юлия Ахмедовна — доцент кафедры педагогики развития образования

644530, г. Тара, ул. Школьная 69



Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – Текст : непосредственный.

2. Безбородова Л.А., Жук А.С. Метапредметные образовательные результаты в начальной школе / Л.А. Безбородова, А.С. Жук – Текст : электронный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-obrazovatelnye-rezultaty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 07.06.2023).

3. Волхонская, А.С., Клименко, Е.В. Использование ролевых игр в реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку студентов технического вуза / А.С. Волхонская, Е.В. Клименко – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2 URL: https://www.science-education.ru/pdf/2018/2/27485.pdf (дата обращения: 26.01.2021).

4. Захожая, Т.М., Саидова, А.М-Х. Педагогические приемы формирования метапредметных результатов у обучающихся 8 классов на уроках обществознания: теоретический анализ / Т.М. Захожая, А.М-Х. Саидова – Текст : электронный // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. –№4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-priemy-formirovaniya-metapredmetnyh-rezultatov-u-obuchayuschihsya-8-klassov-na-urokah-obschestvoznaniya (дата обращения: 07.06.2023).

5. Кодзова, З.Н. Визуальные средства в обучении иностранным языкам / З.Н. Кодзова – Текст : электронный // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2018. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-sredstva-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 19.03.2021).

6. Колесников, А.А. Как обучать иностранному языку студентов педагогического вуза: актуальные проблемы и возможные решения / А.А. Колесников – Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 462. – С. 202-208. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=2070&article_id=47032 DOI: 10.17223/15617793/462/24 (дата обращения: 03.05.2021).

7. Мусаелян И.Ф. Формирование лексико-грамматической составляющей языковой компетенции / И.Ф. Мусаелян, – Текст : электронный // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksiko-grammaticheskoy-sostavlyayuschey-yazykovoy-kompetentsii (дата обращения: 10.02.2021).

8. Муштавинская, И.В. Система формирования и оценки метапредметных результатов / И.В. Муштавинская – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-formirovaniya-i-otsenki-metapredmetnyh-rezultatov (дата обращения: 07.06.2023).

9. Обдалова, О.А., Краснопеева, Т.О. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений при моделировании ситуаций для передачи прямой аутентичной речи / О.А. Обдалова, Т.О. Краснопеева – Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 461. – C. 191-202. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=2060&article_id=46666 DOI: 10.17223/15617793/461/23 (дата обращения: 24.04.2021).

10. Овезова, У.А., Вагнер, М.-Н.Л. Геймификация в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / У.А.Овезова, М.-Н.Л. Вагнер – Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov-v-neyazykovom-vuze DOI: 10.24411 / 1991-5497-2020-00755 (дата обращения: 08.04.2021).

11. Российская Федерация. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) URL: https://edsoo.ru/Prikaz_Ministerstva_prosvescheniya_Rossijskoj_Federacii_ot_31_05_2021_287_Ob_utverzhdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovat.htm (дата обращения: 07.06.2023).

12. Рабочая программа основного общего образования предмета «Английский язык»: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Anglijskij_yazik_proekt_.htm (дата обращения: 15.06.2021).

13. Тарева Е.Г. Коммуникативный подход: в поисках лингводидактических инноваций / Е.Г. Тарева – Текст : электронный // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 5. – C. 98-103. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/l8l0zm89ne/direct/150469493.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

14. Цуприкова О.В. Формирование и развитие коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку / О.В. Цуприкова – Текст : электронный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11(4). – C 816-819. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10703 (дата обращения: 18.01.2021).

15. Brown, H.D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy (2nd ed.). – Text : electronic. 2001. New York: Longman Publ. 490 p. URL: https://octovany.files.wordpress.com/2013/12/ok-teaching-by-principles-h-douglas-brown.pdf – Title from screen.

16. Isaikina, M. A. Role of metasubject educational results in learners' professional self-consciousness formation / M. A. Isaikina, N. G. Nedogreeva, A. S. Pokotilo – Text : electronic // Russian Journal of Education and Psychology. – 2021. – Vol. 1. – No. 3-1. – Pp. 7-18. – DOI 10.12731/2658-4034-2021-12-3-7-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46620168 – Title from screen.

17. Mitchell, P.J., Pardinho, L.A., Yermakova-Aguiar, N.N., Meshkov, L. V. Language Learning and Intercultural Communicative Competence: An Action Research Case Study of Learners of Portuguese Procedia / P.J. Mitchell, L.A.Pardinho, N.N.Yermakova-Aguiar, L.V. Meshkov – Text : electronic // Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – Pp. 307-312. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815047187 – Title from screen.

18. Wenrong, L. The Application of Situational Teaching Method to English Grammar Teaching in Senior High School / L. Wenrong – Text : electronic // Francis Academic Press Publ. – 2018. – Pp. 1095-1102. URL: https://webofproceedings.org/proceedings_series/ESSP/IWASS%202018/IWASS1231238.pdf DOI: 10.25236/iwass.2018.238 – Title from screen.

19. Zhang, J. Situational Language Teaching Approach to Oral The English Teaching in Primary Schools / J. Zhang – Text : electronic // International Journal for Innovation Education and Research. – 2018. – Vol. 6 (9) – Pp. 84-90. URL: https://ijier.net/ijier/article/view/1157/819 DOI: https://doi.org/10.31686/ijier.vol6.iss9.1157 – Title from screen.


Рецензия

Для цитирования:


Терещенко Ю.А. ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ «СБОРЫ» НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(3):39-45. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-39-45

For citation:


Tereshchenko Yu.A. USE OF THE TECHNIQUE «MAKING PREPARATIONS» IN TEACHING ENGLISH AS A MEAN OF META-SUBJECT EDUCATIONAL RESULTS ACHIEVEMENT. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(3):39-45. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-39-45

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)