Коммуникативное моделирование в обучении иноязычной диалогической речи студентов медицинского вуза
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-38-44
Аннотация
В статье рассматривается процесс коммуникативного моделирования в обучении иноязычной диалогической речи на примере работы со студентами медицинского вуза. Обращение к коммуникативному моделированию обусловлено необходимостью воссоздания профессионального и коммуникативного контекстов в подготовке будущих врачей к профессиональной коммуникации на иностранном языке в соответствии с требованиями ФГОС. Опыт общения в коммуникативной среде, аналогичной естественной, позволит обучающимся повысить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и преодолеть неуверенность в использовании иностранного языка. Моделирование коммуникативных ситуаций: учебно-тренировочных, условно-речевых, коммуникативно-речевых - основывается, с одной стороны, на положения системного и коммуникативного подходов, а, с другой, предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, их коммуникативного опыта. Проблематизация предлагаемых ситуаций за счет сворачивания коммуникативного и профессионального контекстов позволяет дифференцировать подготовку будущих врачей по дисциплине «Иностранный язык», а также обеспечивает мотивацию обучающихся - их желание включиться в коммуникацию для разрешения той или иной проблемы. Предлагаемый авторами алгоритм применения коммуникативного моделирования отражает постепенное усложнение коммуникативных ситуаций, основан на классификации учебно-речевых ситуаций М.Л. Вайсбурд и типологии диалогов Е.Н. Солововой. Работу над развитием умений диалогической речи студентов медицинского вуза предлагается построить как переход от дотекстового к текстовому и послетекстовому этапам в логике индуктивного подхода как наиболее оптимального для создания условий общения, приближенных к естественным. В ходе опытной работы разработана серия коммуникативных ситуаций, часть из которых апробирована на занятиях по английскому языку в медицинском вузе. У обучающихся были отмечены проявление инициативности в диалогическом общении, расширение лексического запаса по профессиональной тематике, снижение неуверенности в использовании английского языка как средства коммуникации.
Об авторах
Е. А. ДеревянченкоРоссия
Деревянченко Елена Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой немецкого языка и межкультурной коммуникации.
644099, Омск, Набережная Тухачевского, д. 14
Тел: +79620533650
Ю. А. Мартынов
Россия
Мартынов Юрий Александрович - магистрант 1 курса факультета иностранных языков.
644099, Омск, Набережная Тухачевского, д. 14
Тел: +7 (913) 672-89-59
Ю. В. Мартынова
Россия
Мартынова Юлия Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой французского языка.
644099, Омск, Набережная Тухачевского, д. 14
Тел: +7 (913) 618-72-82
Список литературы
1. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учебное пособие / М.Л. Вайсбурд. - Обнинск: Титул, 2001. - 128 с. - Текст: непосредственный.
2. Камышева Е.Ю., Кравцова Т.В. Использование метода моделирования иноязычных коммуникативных ситуаций в образовательном процессе / Е.Ю. Камышева, Т.В. Кравцова. - Текст: непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - №31. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-modelirovaniya-inoyazychnyh-kommunikativnyh-situatsiy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 05.05.2023).
3. Ляховицкий, М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам/ М.В. Ляховицкий. - Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. - 1973. - № 1. - С. 14-28.
4. Мильруд, Р.П. Речевая ситуация как методический прием обучения / Р.П. Мильруд. - Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. - 1982. - № 1. - С. 38-40.
5. Нечаев, Н.Н. Моделирование как творчество: методологические аспекты психологического исследования проектной деятельности/ Н.Н. Нечаев. - Текст: непосредственный // Математическая психология: школа В.Ю. Крылова / Под ред. Н.Н. Нечаева, А.Л. Журавлева, Т.Н Савченко. - М.: Изд-во ИП РАН, 2010. — С. 79-97.
6. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур / Е.И. Пассов. - Минск: ООО "Лексис", 2003. - 184 с. - Текст: непосредственный.
7. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В.Л. Скалкин. - Москва: Изд-во МГПУ, 1983 - 74 с. - Текст: непосредственный.
8. Соловова, Е.Н. Английский язык для специальных целей: чему учить, когда начинать и как проверять? / Е.Н. Соловова. - Текст: непосредственный // Английский язык для нефилологов. Проблемы ESP. - Воронеж: Истоки, 2009. - С. 5-13
9. Соловова, Е.Н. Речепорождение и речепроизводство на занятиях иностранного языка / Е.Н. Соловова. - Текст: непосредственный // Сборник научных и учебно-методических трудов кафедры теории преподавания иностранных языков. Выпуск 10. В честь юбилея заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова С.Г. Тер-Минасовой/ Под общ. ред. проф. С.Г. Тер-Минасовой и доц. М.Г. Бахтиозиной. - Москва: Университетская книга, 2013. - С. 75-87.
Рецензия
Для цитирования:
Деревянченко Е.А., Мартынов Ю.А., Мартынова Ю.В. Коммуникативное моделирование в обучении иноязычной диалогической речи студентов медицинского вуза. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(2):38-44. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-38-44
For citation:
Derevianchenko E.A., Martynova Yu.V., Martynov Yu.A. Communicative modeling in teaching foreign language dialogical speech to medical students. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(2):38-44. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-38-44