Геймификация как средство формирования цифровых компетенций студентов
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-32-37
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена важностью применения игровой технологии как инструмента формирования информационных и профессиональных компетенций студентов. Процессы, происходящие в обществе, требуют от выпускников вуза развитых навыков адаптации, способностей командной работы, навыков эффективного взаимодействия, способности нести ответственность и принимать самостоятельные решения. Целью данной статьи является обоснование проведения деловых игр в процессе обучения студентов вуза в целях формирования информационной и профессиональных компетенций. К используемым методам относятся метод классифицирования, анализ педагогического опыта, моделирования квазипрофессиональной деятельности. В результате исследования авторами проанализирован педагогический опыт исследования формирования информационных и профессиональных компетенций студентов в процессе их участия в деловых учебных играх. Проведен анализ учебных игр, выделены их основные виды, их назначение в учебном процессе, показаны результаты проведения игр. Выделены и обоснованы основные этапы подготовки и проведения деловой учебной игры, приведено обоснование функционала деловой игры, проанализированы особенности каждого этапа игры. Определена роль преподавателя, как методиста и организатора деловой игры, как наставника и эксперта, оценивающая знания и умения студентов в квазипрофессиональной среде.
Авторы статьи показали дидактический потенциал деловой учебной игры для развития информационной и профессиональных компетенций будущих специалистов, для создания таких педагогических условий, которые способствуют активному стремлению студентов к получению знаний, развитию профессиональных навыков и умений, таких как анализ информации, развитию профессионального мышления, умение принятия решений, навыков работы в команде. Полученные результаты могут быть применены в вузовской педагогической практике.
Об авторах
Н. М. ВиштакРоссия
Виштак Наталья Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Информационные системы и технологии.
413800, Балаково, ул.Чапаева, 140
А. В. Карпова
Россия
Карпова Алла Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономика, организация и управление на предприятии.
413800, Балаково, ул.Чапаева, 140
Список литературы
1. Бессарабова И.С. Функции игры как педагогического феномена /И.С. Бессарабова //Современные наукоемкие технологии. 2006. № 8. - С. 56-57.
2. Варенина Л.П. Геймификация в образовании /Л.П. Варенина //Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №6, Том 6, Часть 2. - С.314-317.
3. Виштак О.В., Мамедов Р.Р. Компьютерные игры как эффективный инструмент обучения. / О.В. Виштак, Р.Р. Мамедов // Актуальные проблемы и пути развития энергетики, техники и технологий: сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Балаково. 2021. - С. 166-172.
4. Виштак Н.М., Лебедева Я.В. Геймификация дополнительного образования. / Н.М. Виштак, Я.В. Лебедева //Актуальные тренды в современном образовании: сборник трудов научных трудов. - Саратов. 2022. - С. 129-132.
5. Виштак Н.М., Зеленов А.А. Критерии построения компьютерных игровых обучающих систем. / Н.М. Виштак, А.А. Зеленов / Проблемы развития регионов в условиях модернизации экономики, общества и образования: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. Балаковский инженерно-технологический институт (филиал) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». 2018. - С. 43-48.
6. Герасимов Б.Н. Игровые технологии: состав, содержание, структура. /Б.Н. Герасимов. // Педагогические науки. - 2018. № 6.ч.1. - С .68-77.
7. Гладкая Е.Ф. Игра как средство активизации познавательной деятельности студентов / Е.Ф. Гладкая // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 10. - С. 161-167.
8. Деловые игры в учебном процессе: Сборник статей. - Минск: Высшая школа. - 1982. - 152 с.
9. Долгачев В.А., Виштак О.В. Использование игровых приложений в дополнительном образовании. / В.А. Долгачев, О.В. Виштак // Современные технологии и автоматизация в технике, управлении и образовании: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. - Балаково, 2021. - С. 237-242.
10. Макарова Н. В. Игровые технологии обучения на занятиях в высшей школе / Н.В. Макарова // Проблемы современного образования. - 2021. №4. - С. 230-249.
11. Напалкова Н.М. Деловая игра как активный метод обучения. /Н.М. Напалкова // Интеграция образования. - 2012. № 2. - С.17-20.
12. Исаева Н.В., Чирич И.В. Деловая игра как средство активизации познавательной активности и способ формирования профессиональных компетенций студентов. / Н.В. Исаева, И.В. Чирич // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2017. № 3. - С. 56-63.
13. Ручица Т.С. Использование игровых технологий в подготовке педагогов дополнительного образования. / Т.С. Ручица // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. № 2. - С.113-118.
14. Хуторский А.В. Методологические основания применения компетентносного подхода к проектированию образования / А.В. Хуторский // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С.85-90.
15. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
Рецензия
Для цитирования:
Виштак Н.М., Карпова А.В. Геймификация как средство формирования цифровых компетенций студентов. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(2):32-37. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-32-37
For citation:
Vishtak N.M., Karpova A.V. Gamification as a means of forming students' digital competencies. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(2):32-37. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-32-37