МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-36-42
Аннотация
В статье раскрывается проблема формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды. На современном этапе глобальная информатизация активно внедряется в образовательный процесс, в том числе и для профессиональной деятельности учителей. Цифровые инструменты очень важны в процессе обучения для школьников. Выявлена основная роль учителя в условиях цифровизации для обучения школьников в рамках информационной компетенции. Приведены результаты зарубежных исследователей, где актуализируется насущная проблема слабого применения цифровых инструментов учителями на уроках. Представлена модель формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды, состоящая из цели и задач, условий, критериев и основных инструментов для разработки электронной образовательной среды с целью эффективного формирования информационной компетенции у учителей. Так, основными критериями являются мотивационный, когнитивный и деятельностный. Основными инструментами являются: электронные онлайн-платформы, образовательные порталы, всероссийские образовательные сайты, электронные учебники и статьи. Методологией контроля являются: опрос учителей, тестирование с помощью ситуативных задач, выявлении стратегии поведения в отношении электронной образовательной среды (применение, адаптация, разработка). Также предложены основные этапы формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды. Охарактеризованы стадии развития информационной компетенции. Рассмотрены основные виды выполняемой деятельности и используемые цифровые инструменты для разработки электронной образовательной среды. Таким образом, учителю предоставляются различные инструменты для разработки электронной среды, из которых он выбирает наиболее удобные именно для него самого при подготовке к уроку.
Об авторе
А. А. ЖуковаРоссия
Жукова Анастасия Алексеевна – аспирант кафедры педагогики профессионального и дополнительного
образования
628400, г. Сургут, ул. Энергетиков, д. 8
Список литературы
1. Асадуллин Р.М., Дорофеев А.В., Левина И.Р. — Диагностика цифровых компетенций педагога// Педагогика и просвещение. – 2022. – № 1. – С. 1-17. DOI: 10.7256/2454-0676.2022.1.37153
2. Fernández, F.J.; Fernández, M.J.; Rodríguez, J.M. The Integration Process and Pedagogical Use of ICT in Madrid Schools. Educ. XX1 2018, 21, 395–416.
3. López-Belmonte, J.; Pozo-Sánchez, S.; Fuentes-Cabrera, A.; Trujillo-Torres, J.M. Analytical Competences of Teachers in Big Data in the Era of Digitalized Learning. Educ. Sci. 2019, 9, 177.
4. Napal Fraile, M.; Peñalva-Vélez, A.; Mendióroz Lacambra, A.M. Development of Digital Competence in Secondary Education Teachers’ Training. Educ. Sci. 2018, 8, 104.
5. Pozo-Sánchez, S.; López-Belmonte, J.; Rodríguez-García, A.M.; López-Núñez, J.A. Teachers’ digital competence in using and analytically managing information in flipped learning. Cult. Educ. 2020, 32, 213-241.
Рецензия
Для цитирования:
Жукова А.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(1):36-42. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-36-42
For citation:
Zhukova A.A. MODEL OF FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE OF TEACHERS IN THE PROCESS OF DEVELOPING THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(1):36-42. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-36-42