СОВОКУПНОСТЬ РЕСУРСОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-5-10
Аннотация
В данной статье рассматривается связь ресурсного подхода с информальным образованием молодых педагогов. Обозначенная проблема в статье, связанная с нехваткой кадров в обеспечении системы общего образования, демонстрирует необходимость обновления механизмов профессионального развития молодых педагогов. Целью статьи является обоснование совокупности ресурсов (пространственных, организационно-технологических, коммуникативно-организационных), использование которых обеспечивает удовлетворение личностно-профессиональных потребностей молодого педагога. В качестве методов проведенного исследования были использованы общенаучные методы: теоретические и эмпирические. Автор в статье предлагает методическую разработку конкурса профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» как инструмент оценки сформированности предметных, методических и коммуникативных компетенций молодого педагога, и в тоже время, совокупность ресурсов для молодого педагога, обеспечивающие его личностно-профессиональное развитие. В статье автором представлены этапы проведения конкурса с описанием конкурсных испытаний и критерии их оценки, результаты прохождения испытаний участниками. Автор приходит к выводу, что в ходе участия в конкурсе на разных этапах его проведения у молодого педагога происходило единство теоретического мышления и практической деятельности. Молодой педагог самостоятельно проектировал свою индивидуальную познавательную деятельность, определяя цель участия в конкурсе, подбирая содержание и методы, способные обеспечить достижение планируемого результата. Участие в конкурсе, проявление собственной активности при решении кейсов и проведении занятия внеурочной деятельности, демонстрировало профессиональную и личную позицию молодого педагога. Результаты исследования носят теоретический и практический характер и могут быть использованы в образовательных организациях для выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития молодых педагогов, ликвидации их профессиональных дефицитов, возникающих в ходе реализации профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ЛяшевскаяРоссия
Ляшевская Наталья Валерьевна – заведующий учебно-методическим центром внедрения инноваций и стратегического управления в образовании
644093, г. Омск, ул. Тарская д. 2
Список литературы
1. Лизинский, В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. / В. М. Лизинский - Москва : Центр «Пед. Поиск». – 2006. – 160 с. — Текст : непосредственный.
2. Рубцов, В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т.Г. Ивошина; М-во образования Рос. Федерации. Ин-т образоват. политики «Эврика» [и др.]. - М : Моск. гор. психолого-пед. ун-т, 2002. - 271 с. — Текст : непосредственный.
3. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая российская конф. по экологической психологии: Тез. Москва, 12−14 апреля 2000 г. М., 2000. С. 172−176. — Текст : непосредственный.
4. Хазова, С.А. Ментальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalnye-resursy-subekta-priroda-funktsii-dinamika (дата обращения: 26.01.2023).
5. Цецорина, Т.А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Цецорина Татьяна Александровна. — Белгород, 2002. — 22 с. — Текст : непосредственный.
6. Ясвин, В.А. Школа как развивающая среда. – М.: Институт научной информации и мониторинга РАО. – 2010. – 360 с. — Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Ляшевская Н.В. СОВОКУПНОСТЬ РЕСУРСОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(1):5-10. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-5-10
For citation:
Lyashevskaya N.V. THE SET OF RECOURSES FOR YOUNG TEACHERS’ INFORMAL TRAINING. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(1):5-10. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-5-10