О СОДЕРЖАНИИ КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫХ ШКОЛ (С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-82-86
Аннотация
В статье обосновывается необходимость разработки содержания и адаптивную методики обучения дисциплине «Информатика» детей с нарушением интеллекта.
Проведен анализ материалов теоретических исследований и педагогических практик, связанных с организацией процесса обучения, содержания учебной программы, методики обучения основам информатики в адаптивных школах (с нарушением интеллекта), на соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью.
К используемым методам относится анализ материалов и документов, отражающих процесс теоретических исследований и практических решений по формированию знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий у обучающихся с нарушением интеллекта.
Результатом является анализ научных исследований и педагогических практик по формированию базовых знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий у обучающихся с нарушением интеллекта в условиях внедрения ФГОС УО.
Авторы статьи пришли к следующим выводам, что организация процесса обучения умственно отсталых школьников дисциплине «Информатика», впервые включенной в образовательную программу адаптивных школ (с нарушением интеллекта), а также инклюзивных классов массовой школы, обучающих вышеуказанную категорию детей (при наличии возрастной категории 7-х классов), сталкивается с отсутствием специализированного учебно-методического, и материально-технического обеспечения. Поэтому разработка содержания разделов курса информатики адаптированной образовательной программы, методических рекомендаций, подготовка специалистов, формирование материально-технической базы и т.д. для предмета «Информатика» с учетом анализа существующих исследований и педагогических практик, является достаточно важным направлением в работе адаптивных школ (с нарушением интеллекта).
Об авторах
М. И. РагулинаРоссия
Рагулина Марина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
644099, г. Омск, ул. Набережная им. Тухачевского, д. 14
А. В. Стариков
Россия
Стариков Андрей Викторович, аспирант, факультет математики, информатики, физики и технологии, Омский государственный педагогический университет; учитель, КОУ «Адаптивная школа № 18»
644046, г. Омск, ул. Ипподромная, д. 1
Список литературы
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. [Текст] / Л. С. Выготский.– СПб.: Лань, 2003. 654 с. – ( Учебники для вузов. Специальная литература).
2. Герберг А. Н. Информатика как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А.Н. Герберг. – [Текст] : // сборник материалов краевой заочной конференции «Особенности преподавания математики и информатики с учетом требований ФГОС ООО и ФГОС СОО, (16 декабря 2021 года, Краснодар). – Краснодар, 2021. – С. 21-24.
3. Глазкова Н. Н. К вопросу о формировании компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью / Н.Н. Глазкова. – [Текст] : // материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Цифра в помощь учителю», (10 января 2020 года, Чебоксары). – Чебоксары, 2020. – С. 94-99.
4. Глазкова Н. Н. Психофизиологические аспекты обучения информатике старшеклассников с умственной отсталостью. [Текст] // Вестник психофизиологии: Специальный выпуск «Герценовская дефектологическая школа в Российском и международном образовательном пространстве». – 2018. – №2.– С. 50-57.
5. Ершов А. П. Школьная информатика: Концепции, состояние, перспективы [Текст] / А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю. А. Первин. – Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979. - 51 с. – (Препринт / АН СССР. Сиб. отд-ние. ВЦ. Школьная информатика. Вып. 1; 152)
6. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика» : автореф. дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Кукушкина О. И.; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования.– Москва, 2005. – 58 с.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения 04.11.2022)
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 04.11.2022)
9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 N 4/15.– М.: Просвещение, 2017. – 368 с. – ISBN 978-5-09-047621-8
Рецензия
Для цитирования:
Рагулина М.И., Стариков А.В. О СОДЕРЖАНИИ КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫХ ШКОЛ (С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА). Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(4):82-86. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-82-86
For citation:
Ragulina M.I., Starikov A.V. ON THE CONTENT OF THE INFORMATICS COURSE FOR ADAPTIVE SCHOOLS (WITH INTELLECTUAL DISABILITIES). Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(4):82-86. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-82-86