ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-10-16
Аннотация
Актуальность статьи обоснована необходимостью разработки учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогического вуза к обучению школьников образовательной робототехнике в системе основного и дополнительного образования. На основе использования методов теоретического анализа и обобщения, педагогического проектирования рассмотрены педагогические аспекты создания электронного учебника по методике обучения образовательной робототехнике. Раскрыты научные представления о требованиях к современному электронному учебнику на основе компетентностного подхода. Показаны его характерные особенности, соединяющие сильные стороны традиционного книжного издания и возможности информационных технологий. Структурный и содержательный компоненты электронного учебника по методике обучения образовательной робототехнике раскрыты через реализацию ими функций, выполняемых данным видом учебно-методического обеспечения дисциплины. Рассматриваются такие технологические, предметные особенности, характеризующие учебно-познавательную деятельность в области научного знания «Образовательная робототехника», как виртуальное конструирование, имитационное моделирование, соревновательная робототехника и др. Материалы статьи предназначены для преподавателей вузов и педагогов общего и дополнительного образования, занимающихся вопросами учебно-методического сопровождения курса «Образовательная робототехника».
Об авторах
Л. М. МануйловаРоссия
Мануйлова Лидия Михайловна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
644099, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14
В. В. Басгаль
Россия
Басгаль Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры прикладной информатики и математики
644099, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Абдулаева, П. З. Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современного вуза / П.З. Абдулаева, Х.С. Абдулаева. – Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1 (44). – С. 3-5.
2. Аленичева, Е., Монастырев, Н. Электронный учебник (Проблемы создания и оценки качества) / Е. Аленичева, Н. Монастырев. – Текст: непосредственный // Высшее образование в России. – 2001. – № 1. – С. 121-123.
3. Беспалько, В. П. Теория учебника: дидактический аспект / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с. – Текст: непосредственный.
4. Босова, Л. Л. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра / Л.Л. Босова, Н. Е. Зубченок // Образовательные технологии и общество. – 2013. – № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyyuchebnik-vchera-segodnya-zavtra (дата обращения 12.11.2022). – Текст: электронный.
5. Кречетников, К. Г. Анализ наработок в области создания интерактивных электронных учебников / К. Г. Кречетников. – Текст: непосредственный // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 22. – С. 57-62.
6. Крук, Б. И., Журавлева, О. Б., Соломина, Е. Г. Три аспекта создания электронных учебников / Б. И. Крук, О. Б. Журавлева, Е. Г. Соломина. – Текст: непосредственный // Открытое и дистанционное образование. – 2004. – № 4(16). – С.45-56;
7. Лернер, И. Я. Состав и содержание образования и пути его воплощения в школьном учебнике / И.Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. Вып. 6. Вопросы теории учебника. – М.: Просвещение, 1978. – С. 46–64. – Текст: непосредственный.
8. Савенков, И. А., Ткачук, Ю. Н. Состояние, требования и средства создания электронных учебников / И. А. Савенков, Ю. Н. Ткачук. – Текст: непосредственный // Вестник Московского государственного университета печати. – 2011. – № 1. – С. 184-191.
9. Склярова, Т. В. Конструирование учебных материалов по православной культуре / Т. В. Склярова. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2015. – № 9. – С. 126-134.
10. Тюрина, Л. Г. Теоретико-методологическое обоснование модели учебной книги для профессионального образования; автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук: 05.25.03 / Тюрина Людмила Георгиевна. – М., 2007. – 46 с. – Текст: непосредственный.
11. Хуторской, А. В. Возможно ли создание общей теории учебника? / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. – 2013. – № 2. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35604446_63662392.pdf (дата обращения 08.11.2022). – Текст: электронный.
12. Хуторской, А. В. Принципы создания электронного учебника личностно-ориентированного типа / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. – 2013. – № 2. URL: https://eidosinstitute.ru/journal/2013/200/Eidos-Vestnik2013-213-Khutorskoy.pdf (дата обращения 09.11.2022). – Текст: электронный.
13. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 351 с. – Текст: непосредственный.
14. Якушев, М. В. Типологические особенности учебника как вида учебного издания / М. В. Якушев. – Текст: непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4(60). – С. 308-314.
Рецензия
Для цитирования:
Мануйлова Л.М., Басгаль В.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(4):10-16. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-10-16
For citation:
Manuylova L.M., Basgal V.V. PEDAGOGICAL BASES OF CREATING THE ELECTRONIC TEXTBOOK ON THE METHOD OF TEACHING EDUCATIONAL ROBOTICS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(4):10-16. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-10-16