Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПАРАДИГМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-19-28

Аннотация

Стремительное развитие цифровых технологий, которые можно использовать во всех сферах деятельности, включая образование, дают возможность по-новому посмотреть на организацию внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность является частью целостного образовательного процесса, закрепленная на уровне ФГОС основного общего и среднего общего образования. В связи с этим при ее организации необходимо учитывать инновационные подходы, связанные с использованием положений смешанного обучения, предполагающего как реальное (лицом к лицу) общение между участниками образовательного процесса, так и использование дистанционных технологий.
К числу традиционных вариантов организации внеурочной деятельности по предмету относятся кружки, факультативы, досуговые мероприятия и т.д. При реализации каждой из указанных форм могут быть использованы как отдельные продукты, разработанные на базе онлайн сервисов, так и полноценные дистанционные курсы, к которым обучающиеся могут обратиться в любой момент времени, а также ресурсы для совместного создания продуктов проектной и исследовательской деятельности.
Целью статьи является выявление особенностей организации внеурочной деятельности по математике с учетом различных моделей смешанного обучения. На основе теоретического анализа научно-методической литературы в статье рассматриваются особенности реализации разнообразных форм внеурочной деятельности учащихся по математике в условиях смешанного обучения.
Результаты исследования: приводится методическая модель внеурочной деятельности по математике в парадигме смешанного обучения; выделяются принципы организации внеурочной деятельности по математике в парадигме смешанного обучения; возможные взаимосвязи направлений внеурочной деятельности и ее форм при обучении математике; приводятся примеры организации внеурочной деятельности по математике относительно различных моделей смешанного обучения. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы преподавателей математики при организации внеурочной деятельности в парадигме смешанного обучения, обеспечивая ее интерактивное управление.

Об авторах

М. В. Дербуш
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Дербуш Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики обучения математике 

644099, г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14



С. Н. Скарбич
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Скарбич Снежана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения математике математике

644099, г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14



Список литературы

1. Балк, М. Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. – Москва: Просвещение, 1971. – 462 с. — Текст: непосредственный.

2. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. – Москва: Просвещение, 2014. – 111 с. — Текст: непосредственный.

3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2014. – 223 с. — Текст: непосредственный.

4. Дербуш, М. В. Формы и содержание внеурочной деятельности по математике в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М. В. Дербуш. — Текст: непосредственный // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – № 3(17). – С. 155-166.

5. Дербуш, М. В. Инновационные подходы к использованию информационных технологий в процессе обучения математике / М. В. Дербуш, С. Н. Скарбич. — Текст: электронный // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. Вып. 2(30). – URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=5689 (дата обращения: 05.08.2022).

6. Дидактико-методические основы смешанного обучения математике в школе: монография / В.А. Далингер, М.В. Дербуш, Р.Ю. Костюченко [и др.]. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2021. – 244 с. — Текст: непосредственный.

7. Любомирская, Н. В. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся / Н. В. Любомирская, Е. Л. Рудик, Т. Е. Хоченкова. — Текст: непосредственный // Исследователь/Researcher. – 2019. – № 3 (27). – С. 165–180.

8. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Сост.: Е.Н. Степанов. – Псков, 2011. – 33 с. – URL: https://michschool2.68edu.ru/DswMedia/met-sovety-vneurok.pdf (дата обращения: 03.08.2022). – Текст: электронный.

9. Нугуманова, Л. Н. «Точка кипения»: смешанное обучение ‒ технология XXI века/ Л. Н.Нугуманова, Т. В.Яковенко, Е. Г.Скобельцына. – Казань: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», 2019. – 72 с. – Текст: непосредственный.

10. Организация внеклассной работы по математике в современной школе: учебное пособие / В. Л. Пестерева, Г. Н. Васильева, И. Н. Власова [и др.]; под науч. ред. В.Л. Пестеревой. – Пермь: Изд-во Пермского государственного педагогического университета, 2010. – 205 с. – Текст: непосредственный.

11. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». – URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/#100011 (дата обращения: 03.05.2022). – Текст: электронный.

12. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности. – Текст: непосредственный // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 21 – 26.

13. Сергеева, Т. Ф. Организация внеурочной деятельности учащихся по математике в системе общего образования / Т. Ф.Сергеева. – Текст: непосредственный // Академический вестник академии социального управления. – 2018. – № 1 (28). – С. 7–14.

14. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие / Н.И. Астахова, Л.Н. Гиенко, Л.Г. Куликова [и др.]. – Текст: электронный. – Барнаул: АлтГПУ, 2019. – 192 с. – URL: http://books.altspu.ru/document/132. (дата обращения: 25.08.2022)

15. Purnima V. Blended Learning Models [Electronic resource]. Published: August 2002. – URL: https://purnima-valiathan.com/wp-content/uploads/2015/09/Blended-Learning-Models-2002-ASTD.pdf (date of acсess 05.08.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Дербуш М.В., Скарбич С.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПАРАДИГМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(3):19-28. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-19-28

For citation:


Derbush M.V., Skarbich S.N. ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN MATHEMATICS IN THE PARADIGM OF BLENDED LEARNING. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(3):19-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-19-28

Просмотров: 366


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)