Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-30-38

Аннотация

В современном мире и в нашей стране формируется новый технологический уклад. Это сказывается на системе общего образования и, прежде всего, на технологическом образовании в школе. Для работы в этих условиях нужен новый учитель технологии, обладающий креативной педагогической компетентностью. Поэтому необходимо провести анализ влияния процессов, связанных со становлением нового технологического уклада, на компетентностные характеристики будущего учителя технологии, определяющие содержание основной образовательной программы его подготовки. Особенностью нового технологического уклада в России является использование автоматизированных и роботизированных производств, где работник взаимодействует с ними с помощью интеллектуальных компьютеризированных систем управления. Это должно оказывать влияние и на предметную область «Технология». Основным видом деятельности школьников, осваивающих новые технологии, является технологическое творчество. Под ним понимается технологическая деятельность с элементами полезности и новизны, направленная на проектирование, исследование и управление техническими объектами, системами, процессами и их информационными моделями. Однако подготовка учителя технологии в педагогических вузах отстает от требований к его квалификации. Для совершенствования подготовки учителя технологии в Омском государственном педагогическом университете разработана образовательной программы с двумя профилям подготовки - Технология и Робототехника. При разработке образовательной программы учитывались изменения в содержании технологического образования в общеобразовательной школе, необходимость формирования технологической грамотности и технологической культуры у учителя технологии, подготовки его к технологическому творчеству в условиях становления нового технологического уклада. Основной целью является формирование педагогической креативной компетенции как профессиональной и предметной, а на ее основе – формирование универсальной и общепрофессиональной креативных компетенций как метапредметных.

Об авторах

М. П. Лапчик
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Лапчик Михаил Павлович – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатики и методики обучения информатике

644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



М. И. Рагулина
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Рагулина Марина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики и методики обучения информатике

644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



С. Р. Удалов
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Удалов Сергей Робертович – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатики и методики обучения информатике

644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



Список литературы

1. О реализации Национальной технологической инициативы : [утверждено постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. №317]. – Текст : электронный // Правительство России : [офиц. сайт]. – Москва, 2016. – URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 13.10.2021).

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632]. – Текст : электронный // Правительство России : [офиц. сайт]. – Москва, 2017. – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : [утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа: локальный; по договору. – Обновляется ежедневно.

4. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации : [утверждена указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642]. – Текст : электронный // Президент России : [офиц. сайт]. – Москва, 2016. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449. (дата обращения: 13.10.2021).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : [утвержден приказом Минобрнауки 22 февраля 2018 г.] – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа: локальный; по договору. – Обновляется ежедневно.

6. Авербух, В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) / В. М. Авербух. – Текст : непосредственный // Вестник СтавГУ. – 2010. – № 71. – С. 159–166.

7. Губанов, С. Неоиндустриализация: к вопросу о «вопросе» (некоторые уточнения) / С. Губанов. – Текст : непосредственный // Экономист. – 2017. – №3. – С. 43–53.

8. Калашников, И. Б. Инновационная экономика: безопасное функционирование и новый технологический уклад / И. Б. Калашников. – Текст : непосредственный // Информационная безопасность регионов. – 2017. – № 1(26). – С. 31–37.

9. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. – Текст : электронный // Министерство просвещения Российской Федерации : [офиц. сайт]. – Москва, 2018. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (дата обращения: 13.10.2021).

10. Креативность как ключевая компетентность педагога : монография / под ред. проф. М. М. Кашапова, доц. Т. Г. Киселевой, доц. Т. В. Огородовой. – Ярославль: Изд-во ИПК «Индиго», 2013. – 392 с. – Текст : непосредственный.

11. Литова, З. А. Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности : специальность 13.00.01 ««Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук /Литова Зоя Александровна ; Ярославский государственный университет. – Ярославль, 2005. – 413 с. Текст : непосредственный.

12. Малинецкий, Г. Г. Модернизация – курс на VI технологический уклад / Г. Г. Малинецкий. – Текст : непосредственный // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. – 2010. – № 41. – С. 16–19.

13. Моделирование и прогнозирование мировой динамики / В. А. Садовничий, А. А. Акаев, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков. – М. : ИСПИ РАН, 2012. – 359 с. – ISBN 978-5-7556-0456-7 – Текст : непосредственный.

14. Примерная основная образовательная программа основного общего образования : [в редакции протокола 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа: локальный; по договору. – Обновляется ежедневно.

15. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология». – Текст : электронный // Институт развития образования Ханты-Мансийского автономного округа : [офиц. сайт]. – Ханты-Мансийск, 2016. – URL: http://www.predmetconcept.ru/public/f48/download/4_4_Proekt_nauchno-obosn_konc_Tehnologija.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

16. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 416 с. – ISBN 5-211-04710-9 – Текст : непосредственный.

17. Шалютин, С. М. Искусственный интеллект: Гносеологический аспект / С. М. Шалютин. – М. : Мысль, 1985. – 200 с. – Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Лапчик М.П., Рагулина М.И., Удалов С.Р. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(3):30-38. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-30-38

For citation:


Lapchik M.P., Ragulina M.I., Udalov S.R. FORMATION OF THE CREATIVE PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF TECHNOLOGY IN THE CONDITIONS OF ESTABLISHMENT OF A NEW TECHNOLOGICAL ORDER. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021;10(3):30-38. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-30-38

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)