Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

СИНТАКСЕМЫ КАК СОДЕРЖАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-19-24

Аннотация

В данной статье авторы обращаются к проблеме обучения грамматической стороне иноязычной речи, не теряющей своей актуальности на протяжении длительного времени. Преодоление сложившихся в образовательной практике противоречий они видят в реализации комплекса оптимальных условий, обеспечивающих осуществление коммуникативно-ориентированного подхода на занятиях по иностранному языку в школе или неязыковом вузе. В работе авторы рассматривают одно из возможных условий, задающее требования к целевым ориентирам обучения грамматике иностранного языка, предлагают в качестве содержания грамматического навыка операции с синтаксемами. Как минимальная единица синтаксема обладает трёхмерностью (наличие у неё синтаксических, морфологических и семантических характеристик), она неделима, поэтому предложение может рассматриваться как комбинация синтаксем. Это даёт возможность интегрированного науровневого анализа предложения: отсутствует необходимость делить предложение на синтаксический и семантический уровни, что значительно облегчает обучающимся построение устных и письменных высказываний на иностранном языке. В процессе реализации опытно-экспериментальной работы в группе студентов, готовящихся к профессиональной деятельности в сфере туризма, были выделены грамматические словоформы с типовым значением местонахождения, времени, объекта, субъекта и т.д. в качестве предметных результатов обучения грамматическому аспекту англоязычной речи, определены рецептивные и продуктивные грамматические навыки, разработана и в настоящий момент апробируется система упражнений и заданий для формирования и развития грамматических навыков. Вовлечение студентов в проведение семантического и синтактического видов анализа рассматриваемых функциональных единиц способствует осознанности и устойчивости в овладении грамматическим навыком как рецептивным, так и продуктивным, снижает уровень напряженности выполнения речевых действий.

Об авторах

Е. А. Деревянченко
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия

Деревянченко Елена Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой немецкого языка и межкультурной коммуникации

644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14



З. С. Такуова
Евразийский Национальный университета им. Л.Н. Гумилева; Карагандинский технический университет
Казахстан

Такуова Зарина Сериковна – докторант кафедры иностранной филологии, преподаватель английского языка кафедры иностранных языков

010000, Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Сатпаева 2



Список литературы

1. Золотова, Г.А. О роли субстантивных форм в русском синтаксисе / Золотова Г.А. – Текст: непосредственный // Revue des études slaves, tome 53, fascicule 3, 1981. pp. 487-500.

2. Пассов, Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков / Е.И. Пассов. – Москва: Просвещение,1978. – 128 с. – Текст: непосредственный.

3. Лекант, П.А. Что же такое подлежащее? / П.А. Лекант. – Текст: непосредственный // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. статей, посвященный юбилею Г. А. Золотовой. – Москва: УРСС, 2002. – С. 135–139.

4. Сулейменова, Э.Д. Дискурс в дискурсе казахстанской лингвистики / Э.Д. Сулейменова. – Текст: непосредственный // Современные проблемы дискурса: теория и практика: Сб. науч. трудов Межд. научно-практ. конф. Центр-Азиатской Ассоц. по Деловому Общению и КазУМОМЯ им. Абылай хана. – Алматы: Изд-во «Арман-ПВ», 2006. – 64 с.

5. Филлмор, Ч. Дело о падеже / Ч. Филлмор. – Текст: непосредственный // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. Х.: Лингвистическая семантика. – Москва: Прогресс, 1981. – С. 369-495.

6. Шендельс, Е.И. Некоторые принципы преподавания грамматики / Е.И. Шендельс. – Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. – 1982. – N1. – С. 3-9.


Рецензия

Для цитирования:


Деревянченко Е.А., Такуова З.С. СИНТАКСЕМЫ КАК СОДЕРЖАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(3):19-24. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-19-24

For citation:


Derevianchenko E.A., Takuova Z.S. SYNTAXEMES AS THE CONTENT OF GRAMMATIC SKILL IN A COMMUNICATIVE-ORIENTED APPROACH TO LEARNING A FOREIGN LANGUAGE. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021;10(3):19-24. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-19-24

Просмотров: 220


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)