Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

Формирование модели конкурентных преимуществ организации с точки зрения ресурсного подхода

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, влияющие на достижение стратегических целей предприятия. Цель работы - разработка модели формирования конкурентных преимуществ организации в контексте ресурсного подхода. Для этого рассмотрены различные подходы зарубежных исследователей в области стратегического управления организациями, которые можно использовать в российской практике. Учитывая важность формирования конкурентных преимуществ организаций, на основе исследования отмечены несколько подходов, в том числе ресурсный подход, как доминирующий в мировой теории и практике стратегического управления. Автор отмечает практическую значимость ресурсной модели, которая заключается в том, что конкурентное преимущество компании создается не только на основе ее способности собрать и использовать нужную комбинацию ресурсов, но и посредством постоянного развития существующих ресурсов и способностей и создания новых, в ответ на быстрые изменения ситуации на рынках. По мнению автора, особое место в процессе достижения и укрепления конкурентных преимуществ предприятия принадлежит интеллектуально-производственным ресурсам (ИПР) предприятия. Автор дополнил классификацию производственных ресурсов составляющими ИПР - компетенциями и динамическими способностями. Данное дополнение обосновано тем, что без компетенций невозможно слияние производственного процесса с возможностями предприятия, а динамические способности (гибкость предприятия) показывает способность предприятия реагировать на изменения во внешней среде, тем самым проводить реорганизацию производственного процесса под требования потребителя. Для выявления сущности интеллектуально-производственных ресурсов в обеспечении конкурентоспособности предприятия они были рассмотрены с разных сторон. В результате автором был Уточнен состав интеллектуально-производственных ресурсов организации, играющих главную роль в формировании конкурентных преимуществ организации. При разработке схемы формирования конкурентных преимуществ организации с точки зрения ресурсного подхода учитывалось влияние внешних и внутренних факторов. Подчеркнута необходимость внешней и внутренней гибкости при осуществлении управления предприятием. Показана возможность синергетического эффекта при взаимодействии интеллектуально-производственных ресурсов и дополнительных ресурсов предприятия, а также усиление эффекта при дополнении вышеуказанных ресурсов компетенциями в сочетании с внутрифирменными особенностями организации.

Об авторе

Г. И. Кольке
НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Россия


Список литературы

1. Андреев В.Н. Концепция технологического капитала как развитие ресурсного подхода к управлениюТекст//Вестник МГТУ «Станкин». - 2014. - №4 (31). - С. 214-219.

2. Барни Дж. Б. Может ли ресурсная концепция принести пользу исследователям в области стратегического управления? - ДаТекст// Российский журнал менеджмента. - 2009. Т.7.- № 2. - С. 71-92.

3. Грант Р.М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегииТекст// Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент, 2003. - Вып. 3. - С. 47-75.

4. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий.Текст- М.: ТЕИС, 2003.- 236 с.

5. Кольке Г.И. Внутрифирменное планирование интеллектуально-производственных ресурсов машиностроительных предприятийТекст /диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Омск, 2011

6. Маевский Д.П. Адаптация ресурсно-рыночного подхода к стратегическому планированию на промышленных предприятияхТекст/ диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Омск, 2006

7. Сырежкин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. Текст- М.: Экономика, 1980. - 192 с.

8. CollisD. J., MontgomeryC. A. Competing on Resources: Strategy in the 90s // Harvard Business Review. 1995. № 4. P. 118-128.

9. Fahy J., SmitheeA. Strategic Marketing and the Resource Based View of the Firm // Academy of Marketing Science Review. 1999. Vol. 10. P. 1-21.

10. Peteraf M. A. TheCornerstones of Competitive Advantage: A Resource-Based View // Strategic Management Journal. 1993. Vol. 14. № 3. P. 179-191.

11. Self D. R., WeinerE. J., Dunlop K. W. Predicting Relative Competitive Position of Organization // Proceedings of the Annual Meeting of the Association of Collegiate Marketing Educators. Dallas, Texas, 2002. P. 56-68.


Рецензия

Для цитирования:


Кольке Г.И. Формирование модели конкурентных преимуществ организации с точки зрения ресурсного подхода. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019;(1):47-52.

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)