Preview

Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies

Advanced search

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В НОВОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Abstract

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект 18-413-550001 Предметом изучения в статье является рассмотрение особенностей современного общества, которое характеризуют как «новая антропологическая реальность» и специфика деятельности в новом пространстве региональных научно-педагогических школ. Целью статьи является определение методики описания, изучения такого неоднозначного феномена как «региональная научно-педагогическая школа». На основе анализа исследовательских подходов, выделяются наиболее характерные признаки нового общественного устройства, и делается вывод, что деятельность научных школ в современных условиях может минимизировать отдельные его недостатки и отвечать таким ее ведущим признакам как значимость и развитость коммуникаций и интеграции. В работе обоснован вывод о том, что новая антропологическая реальность определяет компетенции будущего: умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность, компетенция управления людьми, навыки координации, взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры, когнитивная гибкость, большинство из которых могут быть развиты у студентов вуза за счет их включения в деятельность региональных научно-педагогических школ. Таким образом, это позволит реализовать образовательную и социокультурные функции данных объединений. Проведенный в работе сравнительный анализ философских, психологических и педагогических концепций, содержащих различные классификации научной школы, определены ее основные признаки, критерии. Главным результатом статьи стало обоснование тезиса о том, что региональная научно-педагогическая школа может рассматриваться в контексте положений теории местного сообщества. В работе обоснована возможная логика изучения региональных научно-педагогических школ. Сделан вывод, что в условиях новой антропологической реальности региональная научно-педагогическая школа, может придать инновационность образовательному пространству региона.

About the Author

Н. Чуркина
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Russian Federation


References

1. компетенций, которые будут востребованы к 2020 году [Электронный ресурс] http://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения 15.06. 2018).

2. Аронов, Д.В., Садков, В.Г. Научная (научно-педагогическая, творческая) школа в системе российского высшего образования [Текст] / Д.В. Аронов, В.Г. Свадков // Известия высших учебных заведений. Приволжский регион, 2014. - №2(30). - С. 236-246.

3. Грезнева, О.Ю. Научные школы (педагогический аспект) [Текст] / О.В. Грезнева. - М., 2003. - 69с.

4. Дежина, И.Г., Киселева, В.В. Научные школы: форма стагнации или интеллектуальной капитализации? [Текст] / И.Г. Дежина, В.В. Киселева // Мировая экономика и международные отношения, 2009. №1. С. 43-51.

5. Карнаух, Н.В. Дерптский Профессорский институт как научно-педагогическая школа России в культурно-историческом контексте первой половины XIX века [Текст] / Н.В. Карнаух //диссерт докт. пед. наук, М., 2016. - 450 с.

6. Мальковская, И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) [Электронный ресурс] / И.А. Мальковская // Социологические исследования. - 2007. - №2. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007-02/Malkovskaya.pdf

7. Материалы круглого стола «Состоялось ли гражданское общество в России?» [Текст] // Социологические исследования. - №1. - 2007. - С. 48-55.

8. Нестерова, И.А. Коммуникативные дискурсы, их типы и структура [Электронный ресурс] / И.А. Нестерова // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/kommunikativnye-diskursy-ih-tipy-i-struktura.html - (Дата обращения: 15.06.2018).

9. Садовничий, В.А. Научные школы МГУ[Электронный ресурс] / В.М. Садовничий https://www.msu.ru/science/science-school.html (дата обращения 14.06.2018).

10. Сиволапов, А.В. К новой модели обучения: социокультурный подход [Текст] / А.В. Сиволапов // Социологические исследования. - 1994. - №3. С. 90-100.

11. Чуркина, Н.И. Становление педагогического образования Западной Сибири (вторая половина XIX века - 1919 г.» [Текст] / Н.И. Чуркина // диссерт. докт. пед. наук, 2011. - 439 с.

12. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа [Текст] / М.Г. Ярошевский // Школы в науке / отв. ред. С.Р. Микулинский и др. М.: Наука, 1977. - 524 с.


Review

For citations:


  . Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(3):119-124. (In Russ.)

Views: 101


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)