Preview

Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies

Advanced search

ОБОСНОВАННОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Abstract

В статье главным образом обсуждается обоснованность последовательности, в которой изучаются общенаучные дисциплины (физика, иностранный язык, математика, история, инженерная графика, химия, информатика, теоретическая механика, основы электротехники, экология) в техническом вузе, а также особен ности преподавания этих дисциплин будущим бакалаврам техники и технологии. Особое внимание уделено специфике преподавания физики (которая, как известно, является основой современной техники) и тому месту, которое занимает физика среди общенаучных дисциплин, проанализирована её связь с другими общенаучными дисциплинами. Показано, что ни одна из общенаучных дисциплин (за исключением, быть может, теоретической механики и основ электротехники) не использует с необходимостью знания, полученные при изучении физики, в то время как для эффективного преподавания физики жизненно необходимы знания по многим разделам высшей математики (дифференцирование, интегрирование, операции с векторами, свойства показательной и тригонометрических функций и пр.), а также чрезвычайно полезны знания по химии, инженерной графике и информатике. Продемонстрирована необходимость пересмотра обычной практики, когда физика преподаётся с первого семестра. Предложены варианты изменения последовательности изучения общенаучных дисциплин, которые позволят сделать обучение студентов физике более эффективным и при этом не повредят изучению других дисциплин. Кроме того, обсуждаются последствия компрессии материала по курсу общей физики, предназначенного для трёхсеместрового изучения, в один-два семестра, а также особенности и результаты изучения иностранного языка с ориентацией на будущую специальность/специализацию бакалавров техники и технологии.

About the Authors

И. Гончар
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Russian Federation


М. Чушнякова
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Russian Federation


С. Крохин
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Russian Federation


References

1. Боровских, А.В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика [Текст]/А.В.Боровских, Н.Х.Розов. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.

2. Бать, М. И. Теоретическая механика в примерах и задачах: учеб. пособие для втузов в 2 т. Т. 2: Динамика [Текст] / М. И. Бать, Г. Ю. Джанелидзе, А. С. Кельзон. - М.: Лань, 2013. - 640 с

3. Беневоленский, С. Б. Основы электротехники: учеб. пособие для втузов по неэлектротехническим направлениям подготовки бакалавров [Текст] / С. Б. Беневоленский, А. И. Марченко. - М.: Физматлит, 2006. - 565 с

4. Гончар, И. И. Физические части речи: вопросы изучения законов физики [Текст] / И. И. Гончар, С.Н. Крохин, М. В. Чушнякова, Н. А. Хмырова // Омский научный вестник. Cер. Общество. История. Современность. - 2017. -1. - C. 52-57

5. Гончар, И. И. Физические части речи: физические величины [Текст] / И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин, Н. А. Хмырова // Омский научный вестник. Cер. Общество. История. Современность. - 2015. - 3 (139). - C. 130-132

6. Иванов, И. Нобелевская премия по физике - 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://elementy.ru/novosti_nauki/430612/Nobelevskaya_premiya_po_fizike_2007 (15.03.2019)

7. Ландсберг, Г.С. Элементарный учебник физики: учеб. пособие: в 3 т. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика [Текст] - М.: Физматлит, 2001. - 607 с

8. Митюшов, Е.А. Теоретическая механика: Учебник для вузов по машиностроительным специальностям [Текст] / Е. А. Митюшов, С. А. Берестова. - М.: Академия. 2006. - 311 с

9. Основная образовательная программа высшего образования (аспирантура) по направлению подготовки 27.06.01 «Управление в технических системах» (СибАДИ) - 2015

10. Основная образовательная программа высшего образования направления подготовки бакалавриата 14.01.00 «Теплоэнергетика и теплотехника» (ОмГТУ) - 2013

11. Основная образовательная программа высшего образования направления подготовки магистров 11.03.04 «Прикладная информатика» (ОмГТУ) - 2015

12. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (академический бакалавр) по направлению подготовки 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» (ТПУ) - 2015

13. Рекус Г. Г. Основы электротехники и электроники в задачах с решениями: учеб. пособие для вузов по неэлектротехническим специальностям направлений подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии [Текст] - М.: Высшая школа, 2005. - 342 с

14. Савельев И. В. Курс общей физики: учеб. пособие для втузов в 3 т. Т. 1. Механика, колебания и волны, молекулярная физика [Текст] - М.: Наука, 1970. - 508 с

15. Семенкина З. И. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education. (15.03.2019)

16. Трофимова Т. И. Курс физики: учеб. пособие для втузов. - М.: Академия, 2004. - 560 с

17. Тюрин А. И. Физика: учебник для технических университетов: в 3 т. Т. 1. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика [Текст] / А. И. Тюрин, И. П. Чернов, Ю. Ю. Крючков. - Томск: изд. Томского университета, 2002. - 522 с

18. Яворский Б. М., Пинский А. А. Основы физики: Учебник в 2 т. Т. 1. Механика. Молекулярная физика. Электродинамика [Текст] - М.: Физматлит, 2003. - 576 с

19. Baibich, M. N. Giant Magnetoresistance of (001)Fe/(001)Cr Magnetic Superlattices [Текст] / Baibich M. N., Broto J. M., Fert A., Nguyen Van Dau F., Petroff F., Etienne P., Creuzet G., Friederich A., Chazelas J. // Physical Review Letters - 1988. - 61. - P. 2472-2475


Review

For citations:


 ,  ,   . Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2019;(2):5-10. (In Russ.)

Views: 102


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)