Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10041

Аннотация

В статье исследуются дидактические проблемы подготовки будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивной практики Республики Тыва. Целью исследования является анализ современного состояния инклюзивного образования в Республике Тыва, и форми- рование подходов к разработке методики подготовки учителя, способного эффективно обучать учащихся с различными категориями ОВЗ с учетом особенностей тувинской культурно-образовательной среды. Как показали результаты опроса, практикующие учителя испытывают трудности в построении педагогического процесса в условиях инклюзии, школьный педагог в большинстве случаев не обладает специальной методиче- ской подготовкой к работе с атипичными детьми различных нозологических групп. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общетеоретические (теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по про- блеме исследования; анализ собственного педагогического опыта преподавания информатики). Динамика раз- вития методической готовности будущих учителей информатики к работе в системе инклюзивного образова- ния определялась в ходе педагогического эксперимента на основе методов тестирования, оценки результатов выполнения заданий и учебных проектов студентов, анкетирования и наблюдения. На основе единства мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности педагога разработана дидактическая схема подготовки будущих учителей к индивидуализирован- ной работе с учащимися в условиях инклюзии. В ходе проведенного в школах Республики Тыва педагогического эксперимента показана эффективность предложенного подхода на примере обучения разделам школьного курса информатики. Дидактические результаты исследования применимы в работе учителей различных пред- метных профилей.

Об авторах

М. П. Лапчик
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия


М. И. Рагулина
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия


Ч. Д. Домур-Оол
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя / С. В. Алехина. - Текст : непосредственный // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. - 2012. - № 4 (22). - С. 117-127

2. Кузьмина, О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кузьмина Ольга Сергеев- на. - Омск, 2015. - 22 с. - Текст : непосредственный

3. Куулар, Д. О. Методическая подготовка будущих бакалавров образования профиля «информатика» к работе по выявлению и развитию одаренности учащихся в области информационных технологий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Куулар Долаана Орлан- ооловна. - Омск, 2018. - 24 с. - Текст : непосредственный

4. Монгуш, А.С. Использование прикладных задач с национально-региональным содержанием как фак- тор повышения качества математических знаний учащихся 5-9 классов (на примере Республики Тыва): авто- реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Монгуш Айлана Севеновна. - Новосибирск, 2002. -19 с. - Текст : непосредственный

5. Сат, С.К. Региональные особенности методической системы формирования основных понятий базово- го курса информатики в национальных школах Республики Тыва: автореферат диссертации на соискание уче- ной степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Сат Саяна Кок-ооловна. - Омск, 2006. - 22 с. - Текст : непосредственный

6. Тарыма, А.К. Методика формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тарыма Алдынсай Константиновна. - Красноярск, 2014. - 24 с. - Текст : непосредственный

7. Тюлюш, М. К. Проблемы развития речевой компетенции будущих учителей в условиях билингвизма Республики Тыва / М.К. Тюлюш, Е.С. Очур, А.К. Тарыма. - Текст : непосредственный // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 2. - №12. - С. 204-208

8. Тюлюш, М.К. Профессиональная подготовка будущего учителя к работе в условиях инклюзивного об- разования Республики Тыва / М.К. Тюлюш, Ч.Д. Домур-оол. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 4 (29). - С. 235-239

9. Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе про- фессиональной подготовки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Хафизуллина Ильмира Наильевна. - Астрахань, 2008. - 22 с. - Текст : непосредственный

10. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего обра- зования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.08 / Хит- рюк Вера Валерьевна. - Калининград, 2015. - 55 с. - Текст : непосредственный

11. Черкасова, С.А. Формирование психолого-педагогической готовности будущих педагогов- психологов к работе в системе инклюзивного образования : автореферат диссертации на соискание ученой сте- пени кандидата психологических наук : 19.00.07 / Черкасова Светлана Александровна. - Москва, 2012. - 23 с. - Текст : непосредственный

12. Шумиловская, Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шумиловская Юлия Валерьевна. - Шуя, 2011. - 26 с. - Текст : непосредственный

13. Buduk-ool, L.K. Vzaimosviaz' trevozhnosti i individual'no-lichnostnyh osobennostei studentov-Tuvincev [The relationship of anxiety and individual personality characteristics of Tuvinian students]. In Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia [Successes of modern science and education], 2017. - №2 (6). - P. 8-11

14. Catellani, N. Development of psychological readiness in physical education teachers for the implementation of inclusive education [Text] / N. Catellani, D.F. Ilyasov, E.A. Cherepov, A.A. Sevryukova, E.A. Selivanova, V.V. Kudinov, N.O. Nikolov // Human. Sport. Medicine, 2018. - Vol. 18. - № 1. - P. 125-137. DOI: 10.14529/hsm180111

15. Kuular D.O., Ragulina M.I., Lapchik M.P. Future teachers’ training in identification and development of it giftedness at schools of the Republic of Tyva // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки, 2019. - Т. 12. - № 9. - С. 1659-1669. - Текст : непосредственный

16. Simaeva, I. N. Inclusive education in Russia and the Baltic countries: a comparative analysis [Text] / A. O. Budarina, S. Sundh // Baltiс Region, 2019. - Vol. 11. - № 1. - Р. 76-91. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-1-6


Рецензия

Для цитирования:


Лапчик М.П., Рагулина М.И., Домур-Оол Ч.Д. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020;(3):17-23. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10041

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)