Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОСТЫ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ: ВОВЛЕЧЕНИЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИИ РЕКРУТИНГА

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-952

Аннотация

В статье рассматриваются стратегии рекрутинга китайских студентов в российские образовательные учреждения. Основной целью работы является анализ существующих подходов к привлечению иностранных студентов и выявление эффективных практик, способствующих успешной адаптации китайских студентов в российскую образовательную систему. Методология работы включает комплексный анализ сравнительно-сопоставительных исследований действующих рекрутинговых программ, анализ статистических данных, анализ данных социологического исследования, проведенного в вузах России в апреле-мае 2024 г. (анкетный опрос китайских студентов, обучающихся в российских вузах). Результаты исследования выявили ключевые факторы, влияющие на выбор учебного заведения, такие как качество образования, репутация университета, наличие подготовительных курсов, программы поддержки и другие. Основным выводом является то, что для успешного привлечения китайских студентов необходимо адаптировать рекрутинговые стратегии, учитывая культурные и экономические особенности китайских студентов, их уникальные образовательные запросы и ожидания. Автором предложены разнообразные подходы к рекрутингу: эффективные целевые информационные кампании, демонстрация примеров успешных выпускников, организация ознакомительных поездок и вебинаров. Рекомендуется дальнейшее изучение и внедрение новых технологий в процессы рекрутинга для расширения международного сотрудничества и улучшения качества образовательных услуг.

Об авторе

В. Ю. Леденева
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Россия

Леденева Виктория Юрьевна — доктор социологических наук, доцент, главный научный сотрудник — руководитель отдела, ученый секретарь Института демографических исследований

г. Москва, ул. Фотиевой, 6, к. 1



Список литературы

1. Число иностранных студентов в РФ по итогам 2024 года оценивается в 389 тыс. URL: https://tass.ru/obschestvo/22845895.

2. Студенты из Китая в российских вузах: статистика и тенденции. URL: https://baza-news.ru/nauka-i-tehnologii/studenty-iz-kitaya-v-rossiyskih-vuzah-statistika-i-tendencii.

3. Дань Ч. Китайский студент в российском вузе: тенденции выбора, проблемы адаптации, формирование отношений // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 5. С. 162-173. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.5.13

4. Кузнецова О. В., Дерюгин П. П., Кремнев Е. В. Социальная адаптация китайских студентов в России как управленческая проблема // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10. № 3 (10). 150–167.

5. Маслов А. А. Перспективы и возможности выхода российских университетов на китайский образовательный рынок // Аналитическая записка № 40. 2022. РСДМ.

6. Кузьмина Е. С. Особенности международной академической обильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях: дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2019. 143 с.

7. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Стат. сб. Вып. 10. М.: Центр социологических исследований, 2013. 139 с. 1CD ROM.

8. Fan F., Shuyi Zh., Tariq E. Role of prior intercultural learning in Chinese university students’ crosscultural adaptation // Pertanika: Social sciences & Humanities. 2020. № 28 (3). P. 1599–1619.

9. Wang D. The Cross-Cultural Academic Adaptation of Chinese Students in an American University: Academic Challenges, Influential Factors and Coping Strategies // Research in Social Sciences. 2022. № 5 (1). P. 43–53.

10. Романенко Н. М., Гоу Т. Пути эффективизации процесса предвыездной адаптации китайских студентов к культурно-образовательной среде российских вузов // Московский педагогический журнал. 2024. №2. С. 121–129 DOI: 10.18384/2949-4974-2024-2-121-129

11. Дугина Г. А., Малых О. А. Исследование международной академической мобильности в Китае в контексте трудностей межкультурной адаптации // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. №2 (56). С. 8–22. DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.01.

12. Гаврилов П. С. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы адаптации (на примере китайских студентов) // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. №3 (86). С. 47–56.

13. У Тин. Адаптация китайских студентов в российских вузах: проблемы, пути решения // Образование и право. 2020. №11. С. 187–190. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-11128.

14. Леденева В. Ю., Абдуллаев Р. С., Гусейнова Л. Д. Факторы социокультурной адаптации иностранных студентов из Азербайджана и Китая в российских вузах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №10. С. 118–134. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-118-134.

15. Лю Ш. Доминирующие факторы и проблемы самоутверждения китайских студентов в русскоязычной образовательной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. №5 (109). С. 72–78. DOI: 10.24158/spp.2023.5.9.


Рецензия

Для цитирования:


Леденева В.Ю. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОСТЫ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ: ВОВЛЕЧЕНИЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИИ РЕКРУТИНГА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2025;14(1):57-62. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-952

For citation:


Ledeneva V.Yu. EDUCATIONAL BRIDGES BETWEEN RUSSIA AND CHINA: INVOLVING CHINESE STUDENTS IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM THROUGH RECRUITMENT STRATEGIES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2025;14(1):57-62. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-952

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)