Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОФИЛЬМОВ В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГОЯ ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО КИТАЙСКИМ УЧАЩИМСЯ В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-944

Аннотация

В данной статье авторский коллектив, опираясь на опыт преподавания в Китае, рассматривает лингводидактические возможности использования кинофильмов в аспекте преподавания русского языка как иностранного китайским учащимся в условиях неязыковой среды с учётом их этнопсихологических особенностей на основе этнометодики. В статье дано краткое описание обучения общему владению русским языком магистрантов филологов и нефилологов совместного российско-китайского Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Научная новизна данной статьи состоит в том, что в ней представлен комплекс упражнений, разработанный для формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности в рамках преподавания различных аспектов русского языка как иностранного (предметы «Практический русский язык», «Русское кино», «Сопоставительная лексикология в аспекте преподавания РКИ», «Газета. СМИ», «Экскурсоведение»). Также в представленной работе впервые даётся понятие «искусственно созданная языковая среда» в условиях неязыковой среды, эта искусственная среда оказалась возможной благодаря уникальному проекту Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

Об авторах

Л. Г. Юн
Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Китай

Юн Людмила Гиеновна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель Центра русского языка

Китай, Провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Лунган, Даюньсиньчэн, ул. Гоцзидасюэюань, д. 1



Л. В. Дубаков
Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Китай

Дубаков Леонид Викторович — кандидат филологических наук, доцент Центра русского языка

Китай, Провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Лунган, Даюньсиньчэн, ул. Гоцзидасюэюань, д. 1



А. А. Дубакова
Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне

Дубакова Анна Аркадьевна — преподаватель



Список литературы

1. Фрайфельд Е. Б. Художественный фильм как средство профессионально-личностного развития студентов при изучении иностранного языка в высшей школе: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006. 24 с.

2. Карпеченкова Ю. Г. Обучение крылатым выражениям русского языка студентов-иностранцев: на материале отечественного кино: дисс. ... канд. пед. наук. СПб, 2012. 247 с.

3. Николенко Е. Ю., Иванова О. В. Система работы с художественным фильмом на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2013. Т. 4. № 239. С. 43–52.

4. Кашпирева Т. Б. Поговорим «Про любоff»: формирование лингвокультурной компетенции учащихся, изучающих русский язык как иностранный» // Мир русского слова. 2017. № 3. С. 106–111.

5. Федяева Е. В., Бесценная В. В. Использование видеоматериалов на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере фрагментов сериала «Кадетство») // Инновационное образование и экономика. 2015. Т. 1. № 19 (19). С. 27–29.

6. Березняцкая М. А., Свешникова О. А. Современное российское кино на уроках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: Сборник материалов V Международной научно-методической конференции, Воронеж, 25–27 января 2018 года. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. С. 18–24.

7. Хурмуз О. В. Методическая модель использования художественных фильмов при обучении русскому языку как иностранному: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 22 с.

8. Абросимова О. Л., Воронова Л. В. Лингвокультурологический потенциал русских художественных фильмов в практике преподавания РКИ // Мир русского слова. 2019. №3. С. 51–55.

9. Денисенко А. В., Яркина Л. П., Березняцкая М. А., Аль-Афанди Е. К., Понякина Т. П. Смотрим современное российское кино: учебно-методическое пособие по работе над художественным фильмом на занятиях по русскому языку для студентов-иностранцев. М.: РУДН, 2017. 69 с.

10. Гринкевич Е. И., Буховец С. К. Работаем по фильмам на уроках РКИ: учебно-методическое пособие. Минск: БГМУ, 2019. 111 с.

11. Кабяк Н. В. Любимые советские фильмы на уроке РКИ: учебное пособие / Науч. ред. Л. Л. Андреева. М.: Флинта, 2022. 392 с.

12. Ли Боюй. Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении китайских студентов-филологов русскому языку как иностранному на основе художественного фильма: дис. … канд. пед. наук. СПб, 2023. 156 с.

13. Орехова И. А. Обучающий потенциал русской языковой среды в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся: дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 341 с.

14. Красильникова Л. В., Маркова В. А., Балдина Е. В. [и др.] Университет: учебник русского языка для иностранных студентов-филологов: первый год обучения: [русский язык как иностранный] / Под ред. Л. В. Красильникова, В. А. Маркова. М.: МАКС Пресс, 2018. 347 с.

15. bilibili: сайт. URL: https://www.bilibili.com/ (дата обращения: 31.01.2025).

16. SubHD; сайт. URL: https://subhd.tv/search/黑色闪电 (дата обращения: 31.01.2025).

17. 崔卫,金华等. 俄语中级视听说教程教师用书. 北京:外语教学与研究出版社, 2014. [Cui Wei, Jin Hua et al. Russian visual-audio-speaking tutorial. Intermediate level. Teacher’s book. Beijing, Foreign Language Teaching and Research Press, 2014.]

18. 朱玉富,波鲁希娜. 影视俄语视听教程. 北京:北京大学出版社, 2013. [Zhu Yufu, Polushina Я.P. Russian audio-visual tutorial for film and television. Beijing, Peking University Press, 2013.]

19. Полухина Я. П., Тумакова Е. В., Драчева С. О. Фильм! Фильм! Фильм!: учебное пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и науки Тюменской области, Тюменский государственный университет. Екатеринбург: Баско, 2017. 113 с.

20. Орехова И. А., Мартынова М. А., Юн Л. Г. К вопросу о новых возможностях сближения языковой и неязыковой среды в современном образовательном пространстве // Русский язык за рубежом. 2023. № 6(301). С. 8–15.

21. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 3-е изд. М.: Изд-во Московского ун-та, 2008. 350 с.

22. Проект «Беседы о кино», посвященный российскому кинематографу, продолжается в Даляне // Информационный портал фонда «Русский мир». URL: https://russkiymir.ru/news/319643/?sphrase_id=1571367 (дата обращения: 31.01.2025).

23. Юн Л. Г. Модель взаимосвязанного формирования сокомпетенции у китайских учащихся инженерного профиля в условиях неязыковой среды: совместные программы вузов Китая и России: дис. … канд. пед. наук. М., 2023. 226 с.


Рецензия

Для цитирования:


Юн Л.Г., Дубаков Л.В., Дубакова А.А. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОФИЛЬМОВ В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГОЯ ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО КИТАЙСКИМ УЧАЩИМСЯ В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2025;14(1):39-45. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-944

For citation:


Yun L.G., Dubakov L.V., Dubakova A.A. LINGVODIDACTIC POSSIBILITIES OF USING FILMS IN THE ASPECT OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO CHINESE STUDENTS IN A NON-LINGUISTIC ENVIRONMENT. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2025;14(1):39-45. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-1-944

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)