ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОПЕРИРОВАТЬ ФОНОВЫМИ ЗНАНИЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-940
Аннотация
В статье описаны сущность и механизмы формирования фоновых знаний, обозначена роль этих видов знания в формировании умений выявлять пресуппозицию и обнаруживать подтекст высказывания. Цель работы — проанализировать роль фоновых знаний в успешном формировании языковых, культурных и коммуникативных компетенций учащихся, разграничить понятия «пресуппозиция», «подтекст» и «фоновые знания» и определить их логические взаимосвязи. Задачи статьи — на основе установленных между понятиями взаимосвязей определить способы формирования у учащихся фоновых знаний, умений выявлять пресуппозицию высказывания и понимать его подтекст; рассмотреть взаимосвязь между наличием фоновых знаний и успешностью интерпретации иноязычного сообщения. К используемым методам относятся анализ научной литературы, системный метод, абстрагирование, конкретизация. Научная новизна исследования заключается в построении схемы, отражающей общее и специфичное между понятиями «пресуппозиция», «фоновые знания» и «подтекст» по их компонентам, характеру и сфере бытования, а также в указании роли фоновых знаний в формировании умений выявления пресуппозиций и распознавания подтекста высказывания у учащихся. Определены способы обучения студентов выявлению комплекса пресуппозиций и интерпретации подтекста высказывания. Предложены задания для развития этих умений и контроля их сформированности. Полученные результаты могут быть применены при методической подготовке занятий со студентами в рамках курсов «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык». Материалы исследования могут быть также использованы для развития метакомпетентности преподавателя вуза, что приведет к обогащению и качественному росту его методических решений в направлении использования новых способов, приемов, форм и видов работ, служащих формированию устойчивой внутренней мотивации субъектов образовательного процесса.
Об авторе
Г. Н. МусагитоваРоссия
Мусагитова Галия Нильевна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
г. Омск, пр. Мира, 5
Список литературы
1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 246 с.
2. Томахин Г. Д Лингвистические аспекты лингвострановедения // Вопросы языкознания. 1986. № 6. С. 113–118.
3. Томахин Г. Д. Реалии в языке и культуре // Иностранный язык в школе. 1997. № 3. С.13–18.
4. Баукина С. А., Новикова И. В. Аспекты формирования культурных знаний в обучении студентов деловому общению на иностранном языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 4. С. 527–531. DOI: 10.30853/ped200117.
5. Исакова С. С. Фоновые знания в юмористическом дискурсе // Human+ 2023: материалы II Международной научно-практической конференции (Магнитогорск, 15–16 ноября 2023 г.). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2024. С. 11–21.
6. Гусева А. А. Значение культурно-исторического комментария при анализе художественных произведений // Три «Л» в парадигме современного гуманитарного знания: лингвистика, литературоведение, лингводидактика. М.: «Языки Народов Мира», 2024. С. 145–151.
7. Свойкина Л. Ф. Лингвострановедческий комментарий и его роль в подготовке иностранных обучающихся к будущей профессиональной деятельности // РКИ: лингвометодическая образовательная платформа: материалы Международной научно-практической конференции (Белгород, 24 мая 2024 г.). Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2024. С. 193–198.
8. Чжао Ц. Отношения между фоновым знанием, фоновой информацией и пониманием в процессе иноязычного чтения // Иностранный язык и межкультурная коммуникация: материалы XVIII Международной студенческой научно-практической конференции (Томск, 15–18 апреля 2024 г.). Томск: Томский государственный педагогический университет, 2024. С. 172–176.
9. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1993. 122 с.
10. Шабес В. Я. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
11. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс-Универс, 1993. 654 с.
12. Кацнельсон С. Д. Общее и типологическое языкознание. Л.: Наука, 1986. 297 с.
13. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003. 280 с.
14. Ассуирова Л. В. Актуализация текстов культуры в образовательном процессе // Риторика в социокультурном пространстве современной России: материалы XXVII Международной научно-практической конференции (Москва, 01–02 февраля 2024 г.). М.: «Языки народов мира», 2024. С. 43–47.
15. Гамзаева Л. Б. Роль импликативных конструкций в структуре художественного текста // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 378–380. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-4107-378-380.
Рецензия
Для цитирования:
Мусагитова Г.Н. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОПЕРИРОВАТЬ ФОНОВЫМИ ЗНАНИЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-940
For citation:
Musagitova G.N. FORMATION OF STUDENTS’ ABILITY TO USE BACKGROUND KNOWLEDGE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-940