МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-931
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития языковой личности специалиста средствами учебной дисциплины. На основе системы личностных и профессиональных психологических особенностей обучающегося составляется модель его языковой личности; раскрываются методы и способы развития ее компонентов для обеспечения успешной самореализации индивида в профессиональной деятельности. Обозначены предпосылки и условия эффективности коммуникативного взаимодействия. Выделены аспекты коммуникативной личности говорящего: ценностный, отвечающий за оценку речевой ситуации с точки зрения нормы и морали и соответствующий моральным установкам в структуре языковой личности; понятийный аспект, определяющий стандартный и креативный модусы поведения (следование модели и нестандартное поведение), и поведенческий аспект — речевые действия (способы их реализации), продиктованные мотивами, целями и стратегиями общения. Рассмотрены особенности и своеобразие профессиональной языковой личности. Обозначены критерии оценки уровня профессионализма, показатели которых составляют речевой имидж индивида. Предложены некоторые типы заданий, применение которых разнообразит традиционные способы формирования знаний, умений и навыков. Определены способы и средства перевода специалиста на более высокий уровень профессионализма. Предложены перспективные области разработок по развитию профессионализма и речевого имиджа специалиста средствами дисциплины.
Об авторе
Е. В. ЦупиковаРоссия
Цупикова Елена Викторовна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков
г. Омск, проспект Мира, 5
Список литературы
1. Каплина Г. Н. Профессиональная лингводидактика как инновационная концепция профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Иностранный язык в профессиональной сфере: педагогика, лингвистика, межкультурная коммуникация: материалы Межвузовской научно-практической конференции. В 3-х частях (Москва, 18-20 октября 2021 г.). Ч. 1. М.: Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2022. С. 84–90.
2. Рогозина И. В., Казаков А. А. Профессионализация языкового сознания студентов-строителей: компаративное экспериментальное исследование // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход — 2023: материалы Международной научно-практической конференции (Барнаул, 22 июня 2023 г.). Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 2023. С. 195–200.
3. Суханова Е. А., Кацунова Н. Н. О перспективах в исследовании самопрезентации языковой личности // Этнос, язык, культура в коммуникативном пространстве: познание и преподавание: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Абакан, 1–2 ноября 2023 г.). Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2023. С. 203–204.
4. Аряшкина Е. С. Динамика профессионализации языковой личности студента-медика (на материале пилотного эксперимента) // Филология, иностранные языки и медиакоммуникации: Материалы симпозиума в рамках XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию Кемеровского государственного университета (Кемерово, 27 апреля 2023 г.). Вып. 24. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2023. С. 389-392.
5. Овчаренко И. И. Психологические механизмы формирования профессиональной языковой личности: экспериментальное исследование // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2023. № 3. С. 131–140. DOI 10.28995/2073-6398-2023-3-131-140.
6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 476 с.
7. Шахнарович А. М. Языковая личность и языковая способность // Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. М.: Институт русского языка РАН, 1995. С. 213–223.
8. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 399 с.
9. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: дис. … д-ра филол. наук. Л., 1984. 354 с.
10. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 3–8.
11. Прохоров Ю. Е. Коммуникативное пространство речевой личности // Виноградовские чтения: когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике. М., 1999. С. 40–45.
12. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность. M.: Диалог-МГУ, 1998. 352 с.
13. Дорожкина Т. Н. Речевой имидж политического лидера // Социальные исследования. 1997. № 8. С. 41–49.
14. Виноградов В. В. О языке художественной прозы: избранные труды. М.: Наука, 1980. 360 с.
15. Мухортов Д. С. Об общем и частном в понятиях «речевой портрет», «языковая личность», «идиостиль» и «идиолект» (на примере вербального поведения современных политических деятелей) // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы 86 международной научной конференции (Екатеринбург, 26–28 августа 2014 г.). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. С. 167–173.
16. Карасик В. И. Нормы поведения в языковой картине мира // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 4. С. 35–49.
17. Голованова Е. И. Когнитивное терминоведение. Челябинск: Энциклопедия, 2008. 180 с.
18. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности и профессионального самоопределения: монография. М.: Изд-во СГУ, 2013. 199 с.
Рецензия
Для цитирования:
Цупикова Е.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2025;14(2):66-72. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-931
For citation:
Tsoupikova H.V. METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING THE SPEECH IMAGE OF A TEACHER. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2025;14(2):66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-931