Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ»

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-930

Аннотация

В статье рассмотрена методика применения кейс-технологии в образовательном процессе на уровне высшей школы при преподавании дисциплины «История России». Целью работы является проведение анализа технологии выполнения кейса, содержащего проблемный материал исторических источников, отражающих период Смутного времени. К используемым методам относятся сопоставительный анализ, синтез, исторический и логический метод. Результатом использованной методики является разработка задания, связанного с анализом комплекса документов исторического характера, конечной целью которого является формулирование обучающимися комплекса причин, способствующих складыванию кризисной ситуации в указанный период. Полученные результаты могут быть применены при планировании учебного процесса в рамках указанной дисциплины. Автор статьи пришел к следующим выводам. Использование технологий кейс-стади является эффективным при его применении в образовательном процессе на уровне вышей школы. Это связано с тем, что посредством применения данного метода обеспечивается развитие практических навыков в их синтезе с использованием знаний теоретического характера. У обучающегося поддерживается познавательный интерес через организацию поисково-эвристической работы с сюжетами, основанными на проблемных ситуациях. Научной новизной является привлечение технологии кейс-стади для более глубокого погружения обучающихся в понимание механизмов развития исторического процесса, через установление ими, при изучении исторических источников, совокупности действующих факторов и их структурно-логическое выстраивание по степени важности и приоритетности. Тем самым приобретается умение реконструкции исторических событий, способствующее, в том числе, лучше усвоить материал учебной дисциплины «История России».

Об авторе

А. А. Кузьмин
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
Россия

Кузьмин Александр Александрович — кандидат экономических наук, доцент департамента очного обучения

г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1



Список литературы

1. Ахмедова Э М., Недоповз И. И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе // МНКО. 2020. № 2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-keys-stadi-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 07.01.2025).

2. Бахтина А. С. Проблема использования кейс-стади в образовательном процессе // Векторы благополучия: экономика и социум. 2016. № 2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ispolzovaniya-keys-stadi-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 07.01.2025).

3. Бекоева М. И., Амбалова С. А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 07.01.2025).

4. Буранова Г. Ё., Носирова Ш. Э. Сущность применения метода кейс-технологии в организации учебного процесса // Academy. 2020. № 9 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-primeneniya-metoda-keys-tehnologiy-v-organizatsii-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 07.01.2025).

5. Гузуева Э Р., Жамборов А А., Мутусханова Р М. Практика применения кейс-метода в обучении студентов // МНКО. 2021. № 1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-keys-metoda-v-obuchenii-studentov (дата обращения: 07.01.2025).

6. Калустьянц К. А. Использование кейс-технологий в современном вузовском образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-tehnologiy-v-sovremennom-vuzovskom-obrazovanii (дата обращения: 07.01.2025).

7. Козлова Н. А., Барнаш А. В., Краснюк Л. В. Основные требования, технологические особенности и условия формирования кейсов //Современные проблемы науки и образования. 2020. №. 1. С. 34–34. URL: https://web.archive.org/web/20200505083808id_/https://science-education.ru/pdf/2020/1/29543.pdf

8. Нимировская Ю. К. Кейс-метод: сущностно-диалоговое обучение в учебном процессе вуза // Проблемы современного образования. 2024. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-suschnostno-dialogovoe-obuchenie-v-uchebnom-protsesse-vuza (дата обращения: 07.01.2025).

9. Рожкова А. В. Метод кейс-стади как современная технология обучения студентов высших учебных заведений // Ресурсосберегающие технологии сельского хозяйства. 2019. С. 121–123.

10. Толстоухова И. В., Фугелова Т. А. Использование кейс-метода в формировании профессиональных компетенций обучающихся //Современные наукоемкие технологии. 2016. №. 7–1. С. 200–203. URL: https://elibrary_41452702_76618020.pdf

11. Фролов А. Л., Бекетова О. Н., Арифуллин М. В. Кейс-технология как прогрессивный и современный метод дистанционного обучения // МНИЖ. 2021. № 3–3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologiya-kak-progressivnyy-i-sovremennyy-metod-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 07.01.2025).

12. Царапкина Ю. М. Использование кейс-технологий при обучении студентов // Образование и наука. 2015. № 3 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-tehnologiy-pri-obuchenii-studentov (дата обращения: 07.01.2025).

13. Царапкина Ю. М., Анисимова А. В. Видео-кейсы в учебном процессе: особенности создания и применения при обучении студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/video-keysy-v-uchebnom-protsesse-osobennosti-sozdaniya-i-primeneniya-pri-obuchenii-studentov (дата обращения: 07.01.2025).

14. Чулова Ю. С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-raznovidnost-interaktivnogo-metoda-obucheniya (дата обращения: 07.01.2025).

15. Шведова Л. Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-spetsialnyh-distsiplin (дата обращения: 07.01.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Кузьмин А.А. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-930

For citation:


Kuzmin A.A. EXPERIENCE OF USING PROBLEM-BASED TASKS IN DEVELOPING STUDENTS’ PRACTICAL SKILLS IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE «HISTORY OF RUSSIA». Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-930

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)