Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-907

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития рефлексии начинающего учителя. Целью исследования является изучение условий и способов развития рефлексии начинающего учителя и его психологического благополучия. К используемым в работе методам относятся психологическое тестирование, анкетирование, методы статистической обработки. Приводятся результаты эмпирического исследования, которые свидетельствуют о преобладании у начинающих учителей среднего и низкого уровней рефлексивности. В соотношении видов рефлексии начинающих учителей, рефлексия настоящей деятельности выражена в меньшей степени.

Определяются основания изучения взаимосвязи рефлексивности и психологического благополучия. Выявлены различия в параметрах психологического благополучия начинающих учителей с разным уровнем рефлексивности. Обнаружено преобладание среднего уровня психологического благополучия у начинающих учителей, при среднем и низком уровнях развития личностной рефлексии. Также выделены и описаны группы затруднений (коммуникативные, организационные, конструктивные) с которыми сталкиваются учителя в начале профессиональной деятельности.

Полученные в исследовании данные послужили основанием для разработки цикла поддерживающих занятий начинающих учителей по освоению практик рефлексивного анализа проблемных ситуаций профессиональной деятельности, создания предпосылок для повышения уровня психологического благополучия.  

Об авторах

Т. М. Тихолаз
Омский государственный педагогический университет
Россия

Тихолаз Татьяна Михайловна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



О. А. Кочеулова
Омский государственный педагогический университет
Россия

Кочеулова Ольга Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



И. В. Казакова
Омский государственный педагогический университет
Россия

Казакова Ирина Валерьевна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



Список литературы

1. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 22–28.

2. Старовойтенко Е. Б. Реализация потенциалов рефлексии при построении рефлексивных практик // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 2. С. 340–365. DOI: 10.17323/1813-8918-2024-2-340-365.

3. Еремина Л. И. Рефлексивность как ресурс профессиональной самореализации педагога // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 1263–1271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44101874.

4. Волкова Е. Н. Психологическое благополучие и структура субъектности учителя // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12. № 2. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-2-9.

5. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методики ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57.

6. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 424 с. URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5927000525.html

7. Гончарова Н. В. Задачи и логика формирования у студентов— будущих педагогов профессиональной рефлексии // Евразийский союз ученых. 2018. № 2–3 (47). С. 39–41.

8. Савинова Т. В., Сюбаева Р. Р. Исследование рефлексии будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т 9. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN521.pdf (дата обращения: 24.08.2023).

9. Савинова Т. В., Варданян Ю. В., Вдовина Н. А., Сюбаева Р. Р. Развитие рефлексии будущего педагога в процессе освоения психологических дисциплин // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PSMN423.pdf

10. Есенкова Т. Ф. Шустова Л. П., Данилов С. В., Кузнецова Н. И. Средства формирования рефлексивной компетентности молодого педагога: сборник дидактических материалов. Ульяновск, 2018. 47 с. URL: https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/bd3/2_sbornik_refleksivnaya-kompetentnost.pdf

11. Калашникова О. В. Психотехнологии развития педагогической рефлексии // Europeanscience. 2018. №5 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihotehnologii-razvitiya-pedagogicheskoy-refleksii (дата обращения: 10.01.2025).

12. Кочеулова О. А. Затруднения молодых педагогов на этапе вхождения в профессиональную деятельность // Горизонты образования. Омск: Омский государственный педагогический университет. 2024. С. 354–356. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69147354.

13. Прохоров А. О., Юсупов М. Г., Чернов А. В. Влияние рефлексии на операциональные средства саморегуляции психических состояний студентов // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 5 (45). С. 190–201. DOI 10.23951/2307-6127-2022-5-190-20.

14. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2021. № 1. С. 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.0116.

15. Чупина В. А., Федоренко О. А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. 200 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54265330.

16. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Университетское, 2001. 95 с.

17. Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Изд-во «КогитоЦентр», 2010. 255с. URL: https://www.reflexion.ru/Library/Lepsky_2010a.pdf.

18. Василев В. К. Рефлексия как прикладная проблема психологии // Культурно-историческая психология, 2016. № 3. С. 217–225.


Рецензия

Для цитирования:


Тихолаз Т.М., Кочеулова О.А., Казакова И.В. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-907

For citation:


Tikholaz T.M., Kocheulova O.A., Kazakova I.V. METHODOLOGY FOR DEVELOPING REFLECTION AS A CONDITION FOR PSYCHOLOGICAL WELL-BEING NOVICE TEACHER. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-907

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)