Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ «ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ» В МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-870

Аннотация

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи компонентов методической системы обучения математике, представленных в целевом, субъектном, содержательном и процессуальном компонентах в контексте реализации требований стандарта по достижению школьниками такого личностного результата, как «ценности научного познания». В частности, определяется субъективная составляющая «ценностей научного познания», которая вкупе со стремительным внедрением цифровых технологий является предпосылкой для адаптивного обучения математике. Соответственно, целью работы является разработка методики адаптивного обучения математике, направленная на достижение школьниками личностных результатов, в частности ценностей научного познания. Результатом разработанной методики является тот факт, что целесообразно подобранные формы, методы и средства обучения определяют процессуальный компонент в системе адаптивного обучения математике. Для этого в работе методы обучения анализируются с позиции выявления объема и содержания рассматриваемого понятия. Формы обучения определяются исходя из уровней воспитательного воздействия и соответствующего им социального окружения школьника. Средства обучения рассматриваются в контексте цифровизации образовательной среды. Такое рассмотрение позволило установить взаимосвязи процесса обучения математике с «ценностями научного познания» через связи с компонентами последних. Содержательный компонент рассматриваемой методики определяется в статье посредством математических и учебных задач.

Об авторе

Р. Ю. Костюченко
Омский государственный педагогический университет
Россия

Костюченко Роман Юрьевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике

г. Омск, Набережная Тухачевского, 14



Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. М., 2021. 124 с.

2. Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413: Утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732. М., 2022. 84 с.

3. Бычков В. А., Патока С. С. Адаптивное обучение в цифровую эпоху: интеграция искусственного интеллекта и педагогических // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 11–1(70). С. 92–100.

4. Лукашенко Д. В. Современные направления в образовании: анализ и перспективы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 6. С. 79–83.

5. Стрельникова Л. Н., Маяцкая В. А., Никотина Е. В. Формирование ценностей научного познания у младших школьников в условиях учебного исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83–1. С. 239–242.

6. Семенов А. А., Яицкий А. С. Формирование ценностей научного познания посредством учебно-исследовательской деятельности учащихся (на примере биологии и экологии) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 12–3. С. 49–54.

7. Дисько М. Р. Ценностная обусловленность научного познания // Философия и социальные науки: научный журнал. 2008. № 4. С. 39–44. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/9187 (дата обращения: 09.09.2024).

8. Ивашевский С. Л. Ценности научного познания в современном обществе знаний // Вестник Нижегородского института управления. 2015. № 1(34). С. 33–36.

9. Клецкин М. В. Ценностное отношение в научном познании // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2016. Т. 11, № 2(152). С. 49–59.

10. Кречетов И. А., Романенко В. В. Реализация методов адаптивного обучения // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 252–277.

11. Кириллов П. А. Адаптивное обучение с использованием искусственного интеллекта // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. №04. С. 77–81.

12. Максимова М. В., Фролова О. В., Этуев Х. Х., Александрова Л. Д. Адаптивное персонализированное обучение: внедрение современных технологий в высшем образовании // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 4. С. 14–27.

13. Вайнштейн Ю. В., Шершнева В. А. Адаптивное электронное обучение в современном образовании // Педагогика. 2020. № 5. С. 48–57.

14. Пирогланов Ш. Ш., Скляров В. П., Анцупов И. С. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74–2. С. 180–182.

15. Столяр А. А. Педагогика математики: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 1986. 413 с.

16. Епишева О. Б. Общая методика обучения математике в средней школе: курс лекций. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2008. 203 с.

17. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

18. Шармин Д. В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005. 23 с.

19. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Математика (базовый уровень) (для 5-9 классов образовательных организаций). М.: Институт стратегии развития образования, 2023. 106 с.

20. Федеральная рабочая программа среднего общего образования. Математика (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций). М.: Институт стратегии развития образования, 2023. 65 с.


Рецензия

Для цитирования:


Костюченко Р.Ю. ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ «ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ» В МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(3):33-38. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-870

For citation:


Kostyuchenko R.Yu. PERSONAL RESULT OF «THE VALUE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE» IN THE METHODOLOGICAL SYSTEM OF ADAPTIVE TEACHING OF MATHEMATICS AT SCHOOL. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(3):33-38. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-870

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)