МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «COMPUTER SCIENCE» В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧИЯ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-838
Аннотация
Будущему специалисту в отрасли информационных технологий наряду с профессиональными навыками необходимы навыки межличностных коммуникации. Целью данной статьи является анализ научной литературы, разработка и обоснование модели развития ИКТ-компетентности будущих бакалавров профиля «Computer Science» в условиях полиязычия. Применяемые при исследовании методы были выбраны в соответствии с рассматриваемой темой и включают методическую систему подготовки бакалавров данного профиля. Представленная в модели методическая система состоит из цели, содержания, методов, средств, форм обучения. В результате исследования представлен анализ теоретического материала по теме исследования. Рассмотрен социально-конструктивистский подход к трактовке понятия «межличностные коммуникации», рассматривается методология их применения. Актуализируется значение компетентности в области информационно-коммуникационных технологий в многоязычной среде. Рассмотрение процесса развития ИКТ-компетентности при помощи навыков межличностных коммуникации в выполнений различных видов деятельности, таких как проекты в команде, митапы, форумы, дискуссии, интервью, платформы для совместного кодинга, профессиональные пробы, инициирующие коммуникативные ситуации, а также применения ИКТ-инструментов для сотрудничества на занятиях наделяет исследуемую тему актуальностью и новизной. Практическая значимость данной темы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической и методической деятельности, связанной с проблемами подготовкой бакалавров в области информационно-коммуникационных технологий.
Об авторах
Р. С. КуанышеваКазахстан
Куанышева Раушан Сайлауовна — старший преподаватель факультета «Computer Science»
Казахстан, г. Павлодар, ул. Ломова, 64
А. Ж. Асаинова
Казахстан
Асаинова Алмагуль Жаяковна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры информатики
Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, 60
М. И. Рагулина
Россия
Рагулина Марина Ивановна — доктор педагогических наук, заведующая кафедры информатики и методики преподавания информатики
г. Омск, ул. Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 годы. Постановление Правительства РК от 28.03.23 № 248. https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248.
2. Bollati V., Gaona G., Lima P., Pletsch L. Software Development Teams: Factors Influencing their Productivity. Proceeding of the 21th LACCEI International Multi-Conference for Engineering Education and Technology (LACCEI 2023): Leadership in Education and Innovation in Engineering in the Framework of Global Transformations: Integration and Alliances for Integral Development. https://doi.org/10.18687/laccei2023.1.1.1561.
3. Dwivedi L. Developing Interpersonal Communication Strategies. Research on Humanities and social sciences. 2016; 6: 23–25.
4. Jalolov T. S. Важность английского языка в программировании //Master. 2024. Т. 2. №. 5. С. 55–61
5. Koray A., Bilgin E. The Effect of Block Coding (Scratch) Activities Integrated into the 5E Learning Model in Science Teaching on Students’ Computational Thinking Skills and Programming Self-Efficacy // Science Insights Education Frontiers. 2023. Т. 18. №. 1. С. 2825–2845.
6. Maris E., Wagman, K., Bergmann, R., Bragg, D. Tech Worker Perspectives on Considering the Interpersonal Implications of Communication Technologies. Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. 2022; Vol. 7: 1–22. https://doi.org/10.1145/3567566.
7. Mark, G., Wulf, V. Changing interpersonal communication through groupware use. Behav. Information Technology; 1999, Vol. 18: 385–395. https://doi.org/10.1080/014492999118968.
8. Mykytenko N., Rozhak N., Semeriak I. Teaching Communication Strategies to the Computer Programming Students. Advanced Education; 2019. https://doi.org/10.20535/2410-8286.167148.
9. Rot A., Sobińska M., Busch, P. Programming Teams in Remote Working Environments: an Analysis of Performance and Productivity. 2023 13th International Conference on Advanced on Computer Information Technology (ACIT). 2023; 376–381. https://doi.org/10.1109/ACIT58437.2023.10275614.
10. Venter E. Challenges for meaningful interpersonal communication in a digital era. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2019. https://doi.org/10.4102/HTS.V75I1.5339.
11. Xie F., Derakhshan, A. A Conceptual Review of Positive Teacher Interpersonal Communication Behaviors in the Instructional Context. Fronties in Psychology. 2021; Vol.12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.708490.
12. Zhilbayev Zh. O., Syrymbetova L. S., Mukasheva M. Y., Zhetpisbayeva B. A., Smagulova G. T. Promotion of Trilingual Education in Kazakhstan Schools: Online Monitoring Results. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Science. 2019; 2 (12): 285–301.
13. Васильева А. В., Орел А. И., Пак Е. С. Роль межличностных коммуникации при обучении студентов в вузе // Современные технологии в мировом научном пространстве. 2017. №. 4. С. 72.
14. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Психология развития человека. М., 2005. 199 с.
15. Гороховская Н. А. Применение метода Scrum в обучении студентов: организация командной работы // Современное педагогическое образование. 2023. №. 1. С. 19–25.
16. Дворовенко Н. Н. Модель ИКТ-компетентности педагога: методология, структура и содержательные составляющие, критерии оценивания // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. №. 1. С. 17–39.
17. Жунусов Е. М. Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в предметно-языковом интегрированном обучении // Тенденции развития естественных и технических наук в современном мире. 2022. С. 455–459
18. Зограф Г. А. Многоязычие. Лингвистический Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 303 с.
19. Конецкая В. П. Социология коммуникации: учебник. М. : Международный ун-т бизнеса и управления, 2004. С. 178.
20. Куанышева Р. С., Рагулина М. И. Педагогические условия развития ИКТ-компетентности бакалавров образовательной программы Computer science в полиязычной среде // Горизонты образования. 2023. С. 226–228.
21. Куанышева Р. С., Рагулина М. И. Структура и содержание ИКТ-компетентности будущих бакалавров профиля Computer Science // Информатизация образования: теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции памяти академика РАО М. П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2023. С. 149–152.
22. Лапчик М. П., Рагулина М. И., Удалов С. Р., Федорова Г. А. Развитие ИКТ-компетентности будущих бакалавров образования в условиях дистанционного взаимодействия с работающими учителями // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. № 2 (30). С. 22–25.
23. Лапчик М. П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. С. 143.
24. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22. №. 1 (90). С. 25–45.
25. Палицын В. А. Эффект межличностной коммуникации в команде. Минск, 2018.
26. Тарыма А. К. Структурно-логическая модель формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2018. №. 4 (46). С. 78–87.
27. Удалов С. Р., Петрова Н. В. Модель ИКТ-насыщенной среды обучения иностранному языку на основе социального конструктивизма // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. №. 2 (30). С. 30–35.
28. Удалов С. Р., Петрова Н. В. Социально-конструктивистский подход в обучении информатике в школе // Информатика в школе. 2020. Т. 1. №. 7. С. 15–17.
29. Шеронов С. А., Глебенко Л. Ю. Особенности межличностной коммуникации в Интернете // Картина мира в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах: материалы Международной научной конференции. Биробиджан, 2022. С. 205.
Рецензия
Для цитирования:
Куанышева Р.С., Асаинова А.Ж., Рагулина М.И. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «COMPUTER SCIENCE» В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧИЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(3):39-48. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-838
For citation:
Kuanysheva R.S., Asainova A.Zh., Ragulina M.I. A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF ICT COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF THE COMPUTER SCIENCE PROFILE IN THE CONTEXT OF MULTILINGUALISM. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(3):39-48. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-838