МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТУДЕНТАМИ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИМАТА В РАМКАХ КУРСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-805
Аннотация
Безопасность жизнедеятельности непосредственно связана с взаимодействием человека с окружающей природной средой. Опасные факторы природного характера провоцируют широкий спектр чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Студенты вузов, обучающиеся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» (педагогическое образование), в рамках обучения в вузе получают теоретические знания о связи природных явлений и возникновении опасных последствий для жизнедеятельности человека, а также приобретают навыки изучения климатических особенностей. Крайне важно формировать у студентов не только базовые знания относительно спектра климатических явлений, но и навыки практической оценки воздействия их на жизнедеятельность социума. В статье предложены примеры методических подходов, позволяющих студентам производить оценку особенностей изменения климата при помощи открытых источников статистических данных. Подобный подход позволяет адаптировать практическую часть дисциплин под специфику конкретного региона Российской Федерации. Все представленные в обзоре методики базируются на системном подходе к освоению навыков анализа и синтеза информации.
Об авторе
А. В. БышевскаяРоссия
Бышевская Анастасия Владимировна – кандидат географических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности
г. Смоленск, пр. Гагарина, 23
Список литературы
1. Алексеев С. В., Костецкая Г. А., Безопасность жизнедеятельности: инновации в методике обучения: практикум. Москва, 2022. 215 с.
2. Berrang-Ford L., Ford J.D., Paterson J. Are we adapting to climate change? // Global Environmental Changing. 2011. Vol. 21. № 1. P. 25–33.
3. Van Aalst M.K. The impacts of climate change on the risk of natural disasters // Disasters. 2006. Vol. 30. № 1. P. 5–18.
4. Ковалев В. В., Хоменко Н. Д., Соколов В. В. Информационно-аналитическая характеристика экологической ситуации в Смоленской области // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2009. № 1. С. 5-9.
5. Разуваев В. Н., Коршунова Н. Н., Кузнецова В. Н., Давлетшин С. Г., Трофименко Л. Т. Создание электронных климатических справочников для сопредельных с Республикой Беларусь областей Российской Федерации // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. 2019. Т. 594. С. 15–23.
6. Stewart M.G., Wang X., Nguyen M. N. Climate change impact and risks of concrete infrastructure deterioration // Engineering Structures. 2011. Vol. 33. № 4. P. 1326–1337.
7. Стадник В. В., Клюева М. В., Задворных В. А., Самойлова Е. П. Влияние наблюдаемых изменений климата на транспортную отрасль экономики (на примере Псковской, Смоленской и Брянской областей // Труды Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова. 2020. Т. 599. С. 7–25.
8. Пигольцина Г. Б., Стадник В. В., Задворных В. А., Фасолько Д. В. Влияние наблюдаемых изменений климата на сельскохозяйственную отрасль экономики (на примере Псковской, Смоленской и Брянской областей) // Труды Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова. 2021. Т. 608. С. 134–166.
9. Piguet E., Pecoud, A., de Guchteneire P. Migration and Climate Change: An Overview // Refugee Survey Quarterly. 2011. Vol. 30. № 3. P. 1–23.
10. Wheeler T., von Braun J. Climate Change Impacts on Global Food Security // Science. 2013. Vol. 341. № 6145. P. 508–513.
11. Молодежь и ее роль в современной экономике и обществе: проблемы и перспективы взаимодействия: Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. Москва, 2023. С. 192-195
12. Хлопяников А. М., Чепканич О. В., Управление процессом подготовки будущих учителей ОБЖ как организационное условие формирования умений самообразования // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2023. № 6. С. 168–170.
Рецензия
Для цитирования:
Бышевская А.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТУДЕНТАМИ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИМАТА В РАМКАХ КУРСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(3):5-9. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-805
For citation:
Byshevskaya A.V. METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDENTS’ STUDY OF CLIMATE CHARACTERISTICS IN THE FRAMEWORK OF ECOLOGICAL COURSES USING THE EXAMPLE OF THE SMOLENSK REGION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(3):5-9. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-805