Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10019

Аннотация

Проблема исследования заключается в обосновании возможности использования тематического апперцептивного теста для выявления индивидуальных особенностей студентов при развитии конструктивного поведения будущих тренеров. Целью нашего исследования является изучение эффективности использования ТАТ как средство выявления индивидуальных особенностей студентов в процессе формирования конструктивного поведения. Методология. Исследование проводится на основе методов педагогического наблюдения, педагогического эксперимента. Результаты: Для выявления индивидуальных особенностей студентов - логичности и самостоятельности решения конфликтных ситуаций, мы использовали модифицированный вариант тематического апперцептивного теста. Об уровне проявления этих особенностей мы судили по степени их выраженности и оценивали в баллах от 4 до 1 (четыре уровня). В процессе исследования нами были выделены уровни сформированности конструктивного поведения студентов физкультурного вуза. Критерии выявления уровней сформированности конструктивного поведения студентов определялись от анализа фактического материала конфликтной ситуации. Мы выделили четыре уровня сформированности конструктивного поведения студентов. Четвертый уровень оценивался в 4 балла и характеризовался нами как оптимальный. Данный уровень отличается оптимальным развитием конструктивного поведения, студент полностью осознает условия ситуации, выполняет глубокий анализ причин поступков спортсменов, выносит правильное и обоснованное решение. Третий уровень. Достаточный уровень развития конструктивного поведения, отвечают условиям, когда студенты проявляют творческий подход и дают правильное решение, но оно опирается на частично необоснованные факты, о которых в ситуации не говорится. Как правило, это случаи из их жизни, литературы, спорта, интернета, которые тронули испытуемого и в данный момент определили его взгляд на конфликт студенты на данном уровне давали краткий анализ ситуации, решение правильное, но не обосновано (3 балла). Второй уровень (допустимый): короткий, хотя логичный анализ ситуации, в решении ситуаций присутствовали нарушения последовательности, привнесение примеров из личной жизни, которое не дает возможности объективно разобраться в предложенной ситуации. При решении конфликтных ситуаций предложенное решение не обосновалось, причины не анализировались. Студенты, которые давали решения на данном уровне не умели доказывать свои рассуждения (2 балла). Первый уровень (критический (деструктивный): полное неумение разобраться в ситуации, выдвижение ложных положений при полном неумении доказать выдвинутое положение, построить обоснование и логическое рассуждение. Как правило, решение носило антипедагогический характер. Выводы: Индивидуальные особенности, проявившиеся на разных уровнях сформированности конструктивного поведения, заключаются в следующем: Решения на «оптимальном» (IV) уровне даются без «уходов». На остальных уровнях преобладают различные варианты «уходов»: подменяющий «уход» на «достаточном» (III) уровне; формальное построение на «допустимом» (II) уровне, описательный, подменяющий и разветвленный «уходы» на «критическом» (I) уровне. На «оптимальном», «допустимом» и «критическом» уровнях преобладает действенная позиция испытуемых. Но на «критическом» уровне проявились все четыре позиции (действенная, созерцательная, агрессивная, пассивная).

Об авторах

Л. С. Лукьянченко
ФГБОУ Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Россия


Н. М. Костихина
ФГБОУ Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Россия


Список литературы

1. Гулякина, В.В. Социально-психологическая технология формирования конструктивного поведения у студентов в конфликте [Текст] / В.В. Гулякина //В сборнике: Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества материалы XX Всероссийской научно-практической конференции. - Севастополь, 2019. С. 269 - 272

2. Колмогорова, Н.В. Индивидуальные особенности студентов физкультурного вуза в решении проблемных ситуаций [Текст] / Н.В. Колмогорова, Н.М. Костихина// Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 - 2 (58). С. 111 - 113

3. Костихина, Н.М. Проблемные ситуации как фактор развития конструктивного поведения студентов физкультурного вуза. [Текст] / Н.М. Костихина, Л.С. Лукьянченко // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: сборник статей : в 2 ч. / под общ. ред. В.А. Аикина // Материалы Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов соискателей и студентов (9 - 10 декабря 2015 г., г. Омск). - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. Ч. 2: Психолого-педагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности. - С. 194 - 202

4. Костихина, Н.М. Роль проблемного обучения в формировании педагогических умений студентов физкультурного вуза: учеб. пособие для преп. педагогики и студ. ин-в физ.культ.[Текст] / Н.М. Костихина. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. - 54 с

5. Лукьянченко, Л.С. Личностно-ориентированный подход в процессе формирования конструктивного поведения студентов в физкультурном ВУЗе [Электронный ресурс] / Л.С. Лукьянченко, Н.М. Костихина// Современные проблемы науки и образования. 2018. - № 2. - Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27551, свободный

6. Харитонова, И.В. Специфика подготовки студентов к урегулированию конфликтов и формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях [Текст] /И.В. Харитонова //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 292 - 295


Рецензия

Для цитирования:


Лукьянченко Л.С., Костихина Н.М. ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020;(2):43-48. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10019

For citation:


Lukyanchenk L.S., Kostikhina N.M. THEMATIC APPERCEPTIVE TEST AS A MEANS OF IDENTIFYING INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2020;(2):43-48. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10019

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)