Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ И МАТЕМАТИЧЕСКИМИ АСПЕКТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОЛЕБАНИЯ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10016

Аннотация

В статье, главным образом, обсуждается соотношение между физическими и математическими аспектами при преподавании свободных, затухающих и вынужденных колебаний в техническом ВУЗе будущим бакалаврам техники и технологии. Во-первых, мы предлагаем преподавать данный раздел с использованием понятий обобщённой координаты, обобщённой скорости, обобщённого импульса, обобщённой массы, обобщённой жёсткости. Это позволяет объединить изучение очень разных в физическом смысле колебаний: механических, электрических и других (например, колебаний стрелки компаса в магнитном поле). Во-вторых, мы подчёркиваем, что математически эти колебательные процессы описываются линейными дифференциальными уравнениями (часто неоднородными), для которых в некоторых учебниках математики приведён эффективный алгоритм построения решения (иногда он называется методом вариации постоянных Лагранжа, иногда о нём упоминают как о принципе Дюамеля). Мы показываем, что в стандартных учебниках по общей физике при изложении данных тем этот алгоритм не рассматривается. В результате, как это часто бывает в технических ВУЗах, возникает разрыв между физикой и математикой, который снижает эффективность изучения обеих дисциплин. При изучении математики в техническом ВУЗе всегда важно показывать, для решения каких физико-технических задач данный материал применяется. В статье предложен новый подход к изложению раздела «Колебания», который включает в себя упомянутый нами эффективный математический алгоритм (метод Лагранжа). Этот алгоритм применён к случаю вынужденных колебаний вблизи резонанса, который традиционно рассматривается в технических ВУЗах, а также к случаю вынужденных колебаний вдали от резонансных частот.

Об авторах

И. И. Гончар
Омский государственный университет путей сообщения
Россия


М. В. Чушнякова
Омский государственный технический университет
Россия


С. Н. Крохин
Омский государственный университет путей сообщения
Россия


Список литературы

1. Астахов, А. В. Курс физики. Том 1. Механика. Кинетическая теория материи [Текст]/ А.В. Астахов, Ю.М. Широков. - М.: Наука, 1977. - 388 с

2. Иродов, И. Е. Механика. Основные законы [Текст] - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 309 с

3. Минпросвещения России: Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/national-project/. Дата обращения (31.03.2020), свободный

4. Савельев, И. В. Курс общей физики: Учеб. пособие для втузов в 3 т. Т. 1. Механика, колебания и волны, молекулярная физика [Текст] - М.: Наука, 1970. - 508 с

5. Сивухин, Д. В. Общий курс физики. Учебное пособие в 5 т. Том 1. Механика [Текст] - М.: Физматлит, 2014. - 560 с

6. Смирнов, В. И. Курс высшей математики. Учебник для вузов в 5 томах. Том II [Текст] - СанктПетербург: БХВ-Петербург, 2008. - 848 с


Рецензия

Для цитирования:


Гончар И.И., Чушнякова М.В., Крохин С.Н. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ И МАТЕМАТИЧЕСКИМИ АСПЕКТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОЛЕБАНИЯ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020;(2):23-29. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10016

For citation:


Gontchar I.I., Chushnyakova M.V., Krokhin S.N. RELATIONSHIP BETWEEN PHYSICAL AND MATHEMATICAL ASPECTS DURING STUDYING THE TOPIC “OSCILLATIONS” AT A TECHNICAL UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2020;(2):23-29. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10016

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)